08:22
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88

Каким будет 2018 год для Кыргызстана. Прогноз политологов

Год назад эксперты Центра политико-правовых исследований представили специально для читателей ИА «24.kg» свой политический прогноз на 2017 год. В ЦППИ отметили, что большая часть экспертных оценок оправдалась.

Сегодня Тамерлан Ибраимов и Жолдош Осмонов представляют свой прогноз на 2018 год.

По словам составителей, он основан на анализе ситуации в стране, интересов основных групп влияния и предыдущего поведенческого опыта ключевых акторов на политическом поле Кыргызстана.

Внутренняя политика

В стране складывается новая конфигурация политической системы. В ней несколько значимых акторов — президент Сооронбай Жээнбеков и его окружение, экс-президент Алмазбек Атамбаев и его особо приближенные, разрозненные политические группы, часть из которых выступает с оппозиционной риторикой, а другая ищет возможности примкнуть к действующему главе государства.

Установление новых форм взаимодействия между президентом, правительством и парламентом будет важным фактором политического сезона-2018.

Премьер-министр Сапар Исаков и его команда чиновников не будут представлять самостоятельную политическую силу, а продолжат оставаться под патронажем Алмазбека Атамбаева.

Вместе с тем успехи правительства в проведении заявленных реформ могут вывести Сапара Исакова на новую ступень, где он сможет играть самостоятельную роль публичного политика.

При такой конфигурации власти взаимодействие между президентом, парламентом и правительством в значительной мере будет определяться темпами становления Соронбая Жээнбекова как самостоятельного президента.

Влияние Алмазбека Атамбаева на парламент и правительство в 2018 году продолжится, но будет иметь тенденцию к снижению.

Большого конфликта, связанного с определением «кто в доме хозяин», между Жээнбековым и Атамбаевым, скорее всего, не будет. Если он произойдет, то ударит по обоим политикам, одного существенно отодвинув от центра принятия решений и поставив под давление репрессивной машины государства, а второму создаст головную боль в виде оппозиционера, имеющего существенный политический капитал и богатый опыт оппозиционной деятельности.

Чувство самосохранения политиков и их взаимные обязательства в 2018 году будут преобладать над желанием стать единственным центром принятия решений.

В стране сложится ситуация двоевластия, когда президент и экс-президент имеют некий неформальный договор по поводу ключевых кадровых назначений и контроля за ситуацией в экономике.

Все это в определенной степени поспособствует поддержанию стабильности в стране, но будет мешать проведению кардинальных реформ, поскольку не позволит президенту и правительству производить решительную кадровую чистку и обновление госаппарата.

Так называемое конструктивное оппозиционное поле займут Адахан Мадумаров, Темир Сариев и еще ряд политиков, которые в той или иной форме участвовали в президентских выборах.

Радикальное оппозиционное поле будет некоторое время пустовать, но скоро заполнится политиками, которые не нашли места в новой политической системе, но имеют кланово-региональную поддержку.

Бывший кандидат в президенты Омурбек Бабанов не вернется в страну, хотя постарается договориться с новым и старым президентами об этом.

Правительство Сапара Исакова будет прилагать большие усилия для реализации программы «Таза коом», справедливо полагая, что от этого зависит его судьба. Частично это удастся, однако существенные части программы под риском из-за отсутствия финансирования.

Программа «Таза коом» может стать жертвой неэффективности, неповоротливости и коррумпированности государственного аппарата.

Основные трудности правительства в проведении реформ будут связаны с тем, что современные технологии попытаются внедрить в госаппарате, который системно остается прежним — малоэффективным.

Президент Сооронбай Жээнбеков будет занимать относительно нейтральную позицию в вопросах внутренней политической и экономической жизни страны, сосредоточившись на внешней политике. Однако кадровые решения по ключевым направлениям — безопасность, финансы и бизнес — будут, как минимум, согласовываться с ним. Будет заявлена активная антикоррупционная борьба.

На практике ему надо решить две главные задачи:

  • определить, как проводить реальные, а не имитационные реформы;
  • решить, стоит ли вообще проводить реальные реформы, которые неизбежно приведут к конфликту со значительной частью политической элиты, или же просто делать вид, что борьба с коррупцией успешно идет.

Жогорку Кенеш традиционно будет проявлять лояльность к президенту и суровость по отношению к правительству, которое он сам же формально сформировал.

Олигархический Жогорку Кенеш не будет играть серьезной роли в принятии ключевых политических решений. Влияние президента и экс-президента на парламент посредством «метода кнута и пряника» продолжится.

Для досрочных парламентских выборов в 2018 году нет правовых и политических оснований. В них мало заинтересован и президент.

Досрочные выборы в Жогорку Кенеш могут пройти, только если Алмазбек Атамбаев решится на такой шаг и посчитает, что в состоянии сформировать новый парламент, который будет более лояльным к нему и его партии.

В случае если появится новый парламент именно с таким составом, следующим шагом в политической повестке дня станет поднятие вопроса о проведении конституционной реформы с переходом на чисто парламентскую форму правления, где президент будет избираться не всенародно, а законодательным органом.

Если досрочные выборы не дадут желаемый для экс-президента результат, это приведет к фактическому отходу Алмазбека Атамбаева от активной политической деятельности.

Экономическая политика

На пути правительства, нацеленного на либерализацию экономики, немало системных проблем. Либеральная экономика — это, прежде всего, жесткое соблюдение контрактных обязательств и независимая судебная система, которой доверяют население и бизнес. Свобода экономической деятельности является вторым ключевым составляющим такой экономики.

В Кыргызстане есть свобода бизнеса, но есть и огромный недостаток в части соблюдения договоров, функционирования независимых судов и широко распространенной коррупции.

Тамерлан Ибраимов

Без решения первой задачи правительству сложно будет выполнять намеченные планы, указанные в Национальной стратегии-2040.

Экономическая ситуация в 2018 году радикально не поменяется. Для системных кризисов, как и взлетов, оснований нет. Основными драйверами экономики будут горнодобывающий сектор, сфера услуг и денежные переводы от трудовых мигрантов.

Заявленные масштабные реформы по улучшению работы госорганов, если и будут реально начаты, в 2018 году не успеют существенно повлиять на страну.

В 2018 году сдвинется с мертвой точки и будет запущена реализация проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда в дороге сильно заинтересованы все три стороны.

Решение по ширине ее колеи примут в пользу стандартной (узкой), поскольку в этом случае экономическая целесообразность дороги сильно увеличивается. Широкая колея не интересна китайцам, а без их денег проекта не будет.

Кыргызстану узкая колея не принесет больших неудобств, зато увеличит преимущества нашего участка Шелкового пути перед альтернативными железнодорожными путями в Казахстане и России по более скоростному транзиту товаров.

Другой мегапроект — «Камбарата-1» — в 2018 году, скорее всего, не запустят. Экономически он не такой привлекательный для соседей, а собственных средств у Кыргызстана нет. По «Камбарате-1» и Верхненарынскому каскаду продолжится поиск инвесторов-партнеров.

Скандал с компанией Liglass сильно повлиял на правительство и потенциальных инвесторов. Осторожность по поводу новых инвесторов будет одним из главных трендов в работе госорганов. Это поможет правительству стать более разборчивым, но затормозит работу в этом направлении.

Жолдош Осмонов

Крупных торговых конфликтов с Казахстаном, подобных прошедшему, не будет. Однако периодически будут возникать конфликтные ситуации, связанные с защитой Казахстаном своего рынка от товаров из Кыргызстана.

Реализация китайского проекта «Один пояс, один путь» будет набирать обороты и все больше вовлекать в свою орбиту Кыргызстан. Будет шириться участие китайских компаний в реализации правительственной программы «Таза коом».

Это принесет Кыргызстану выгоду. Однако рост финансовых потоков в свете незрелости и коррумпированности части политической элиты страны может послужить причиной череды коррупционных скандалов.

Внешняя политика

Основным ее трендом в 2018 году станет расширение сотрудничества Кыргызстана с Узбекистаном и Китаем. Продолжится и стратегическое сотрудничество с Россией.

После окончания торгово-пограничного скандала с Казахстаном отношения формально будут находиться на хорошем уровне. Однако осадок от скандала будет ощущаться весь 2018 год.

Это, возможно, будет выражаться в сдержанном отношении властей двух стран друг к другу, долгой и рутинной работе над «устранением проблем на границах», где каждая из сторон будет неуступчивой.

Отношения с западными странами не претерпят серьезных изменений. Отношения со странами арабского мира и Турцией останутся примерно на том же уровне, что и в 2017-м.

Прорывы и провалы года

Главным прорывом года может стать начало практической реализации проекта по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Ее значение для нас трудно переоценить. Она может существенно изменить структуру экономики, а в долгосрочном плане — позитивно повлиять на социальную и культурную среду страны.

Еще одним прорывом года может стать реализация проекта «Умный город» и реформа ГУОБДД (ГАИ). Если проекты окажутся успешными, это будет чуть ли не первая success story (успешная история) по проведению реформ в Кыргызстане.

Провалами года могут стать те же перечисленные проекты. Это поставит крест на имидже технократов-реформаторов нынешнего молодого правительства.

Главным риском года является снижение толерантности в обществе по отношению к идейным и идеологическим оппонентам. На фоне экономических проблем, бедности, роста экстремистских настроений все это может вести к обострению политического противостояния и насильственным действиям.

Ситуация будет осложняться существующим двоевластием. Есть риск, что основные усилия политиков сосредоточатся на удержании и росте своего политического влияния, а не на продвижении необходимых обществу реформ.

Популярные новости
Бизнес