00:21
USD 87.00
EUR 90.44
RUB 0.86

Больше в Кыргызстан не приеду. О чем говорят водители фур на границе

Ситуация на контрольно-пропускных пунктах кыргызско-казахской границы по-прежнему остается сложной. На КПП «Ак-Тилек» очередь из большегрузных фур сегодня утром достигала почти 10 километров.

Водители, немытые и небритые, своего негодования уже не скрывают.

— Стоим пятые сутки, пустые. Возим лес. Был клиент на Алматы, я загрузил товар —  и в Бишкек. Только зря время потерял. Пять дней назад уже дома мог быть. Это последний раз, когда я решил приехать в Кыргызстан. Больше стоять в очереди не хочу, — рассказал Абдыкерим.

Очередь, по словам мужчины, движется очень медленно.

— На легковых заезжают какие-то крутые ребята, без очереди загоняют машины, а мы ничего сказать не можем, — посетовал он.

Кстати, о появлении так называемых толкачей сегодня на пресс-конференции рассказали представители независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков. По их словам, в ночное время к стоящим в очереди водителям большегрузов подходят молодые люди и предлагают за вознаграждение продвинуть их машины к началу очереди.

— А вы какие сутки уже стоите? — спрашиваю водителя, представившегося Александром.

— Эти сутки начинаются с того момента, как два президента разругались. Вы съездите на границу, посмотрите, как Казахстан пропускает. Солярка уходит, рабочие дни уходят, клиенты звонят, требуют. Простой кто нам будет оплачивать? Это хорошо, я везу отходы металлолома на переплавку в Саранск, а те, кто с холодильниками стоят, с овощами? Одна машина уже пропала со сливой. Что, водитель себе на шею повесит все расходы? Компот домой повезет? Двадцать тонн слив для одной семьи чересчур много.

— Никто ничего не объясняет, мол, это ваши проблемы. А какие наши проблемы? Рыба гниет с головы, а чистят ее с хвоста почему-то. Так и получается, — возмущается Александр. — За день продвигаемся когда на километр, а когда и на 300 метров, спим в машине. Ни туалетов нет, ни умыться. Были бы кемпинги...

Али занимается перевозкой товаров народного потребления уже 25 лет.

— За это время разные режимы на границе были, но такого усиленного контроля не было никогда! А в Кыргызстан пропускают без проблем, — говорит он.

На возмещение ущерба он даже не рассчитывает.

Дальнобойщик Владимир зарабатывает на жизнь перевозками грузов уже 18 лет.

— Такая ситуация действительно впервые, — говорит он. — Еще хорошо, что застрявших на границе кормят. Огромное человеческое спасибо! Были бы люди голодные, поубивали бы друг друга. И так уже блатные находятся, кто своих протаскивает через очередь.

Ранее, кстати, сообщалось о достигнутой договоренности обеспечить приоритетный порядок пересечения казахско-кыргызской границы для физических лиц с личным багажом, регулярных пассажирских рейсовых автобусов, легковых машин и порожних грузовых.

Но пустые фуры стоят в общей очереди.

— Никто никого не пропустит. Был тут один умник, говорит, пустой и со сломанным мотором. Ну мужики будку вскрыли, завели мотор и дали ему по челюсти. Вот и все, без разговоров. Очередь надо соблюдать, — объясняют водители.

Один из них привозил в Кыргызстан кабель. Возвращается в Россию также без груза. И к нам в страну, говорит, тоже больше ни ногой.

Артем везет скоропортящийся продукт — хурму с юга Кыргызстана.

— По приезде станет известен убыток. Даже представить боюсь его машстабы, — признается он. — За груз полностью отвечает водитель. А считать будут по той цене, по которой продают хурму в России. Это еще надбавка.

Другая фура забита редькой. Запах чувствуется издалека. А что будет, если столько тонн овоща не довезут до пункта назначения?! 

Ближе к границе развернута полевая кухня. В 10.30 огонь только разжигают. Чем будут кормить, дежурные сказать не смогли, мол, только на смену заступили.

На вопрос, чем кормили вчера, водители ответили:

— Пловом. И вчера пловом, и позавчера. Сегодня пока еще ничем. Первая машина с чаем и бутербродами едет после 11.00. Вот вечерняя смена молодцы: к плову и салатик нарезали, и чай горячий дали.

Ожидающие действительно не голодны. В кустах валяются контейнеры с пловом и хлебом. И такое отношение к экологии не может не огорчать. Ведь неравнодушные люди тратят и время, и средства, чтобы приготовить и развезти еду. Еще и президент выделил на питание перевозчиков 1 миллион сомов.

Рядом с полевой кухней медпункт. Фельдшер Валерий Гаук на месте не сидит, а объезжает длинную вереницу машин: вдруг кому помощь медицинская нужна.

— В день к нам обращается 5-6 человек, иногда и до 10 доходит. У многих расстройство желудка, кашель, головные боли, скачет давление. Мы оказываем амбулаторную помощь, измеряем давление, таблетки даем. Госпитализации во время моих дежурств не было, — рассказал он.

Что еще сразу замечаещь на границе, так это кучи мусора вдоль очереди фур.

— Мы, водители, приучены в России или Европе нигде мусор не кидать. Там везде стоят мусорные баки. А здесь его просто некуда девать, вот все на обочину и складируют, — говорят мужчины. — Вчера мы, десять машин, собрались и провели субботник. Но мусор не вывозят, собаки и ветер разносят по дороге. Просьба: пусть установят урны и туалеты.

Ситуация на КПП «Ак-Жол» аналогичная.

— Утром часов в пять приехали, стоим уже три часа. Прошлый рейс проходили 15 часов, обратно проезжаем чуть быстрее, — рассказал водитель автобуса, следующего из Кара-Балты на «Хоргос». — Транспорт пропускают, но очень медленно. Пограничники выполняют свою работу. Им приказали, они ничего не могут сделать. Нет разницы — что днем, что ночью ехать. А куда нам деваться: у всех семьи, детей кормить надо. Будем стоять и ждать улучшения.

Популярные новости
Бизнес