Сегодня министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева вместе с журналистами посетила три бишкекские школы, чтобы лично убедиться, как они обеспечены учебниками.
По сигналу родителей
Первый пункт — школа № 3 в пятом микрорайоне. Типовое учебное здание: старый корпус, который каждый год ремонтируется, аккуратная зелень вокруг здания, чистые коридоры и окна.
Солидную делегацию встретили встревоженный директор и завучи. Оказалось, что намедни родители одного из учеников, которому выдали потрепанный учебник, выложили сие безобразие в Интернет. По этому поводу директору школы пришлось долго оправдываться перед начальством и журналистами.
Министр, касаясь недавнего инцидента, строго указала, что старые книжки следует списывать, и последовала в классы, чтобы проверить качество книг у других учеников.
— Учебников не хватает, поэтому закупаем недостающие за счет родительского фонда, вот в августе закупили для пятого класса «Русский язык» и «Математику», всего 200 книг. Стараемся каждый год, — рассказала директор Гульмира Мусиева.
Она отметила, что обеспеченность учебниками составляет 80 процентов.
— Почему не хватает книг? В прошлом году у нас было 1 тысяча 380, а в этом уже 1 тысяча 550 учеников. На 130 детей больше стало, а это четыре класса, — пояснила она.
Как стало понятно из диалога министра и учителя, учебниками в первую очередь стараются обеспечить детей из малоимущих, социально незащищенных и многодетных семей.
— А сколько учебников приходится на одного школьника? — поинтересовалась Гульмира Кудайбердиева.
— Пять. Математика, книга для чтения... — не успела перечислить перечень книг учитель, как министр задала следующий вопрос.
— По математике какой учебник используете?
— Моро, российский учебник, — ответила педагог.
В остальных классах, проверенных министром, картина оказалась идентичной: есть нехватка, но учителя выпутываются, помогают родители, проблемы есть, но школа их решает, как может.
Что касается старых учебников, Гульмира Кудайбердиева пояснила, что министерством спущена инструкция, согласно которой старые книги необходимо списать, а при распределении учебного фонда в первую очередь следует обеспечивать детей из социально уязвимых слоев населения.
Моя Родина — Россия, моя столица — Москва
Гульмира Каримовна пояснила, что одной из причин нехватки учебников является не столько дефицит средств, сколько дефицит авторов.
Дело в том, что отечественные школы используют российские учебники. Но в случае их нехватки, оказывается, мы не имеем права взять их и растиражировать. Это не позволяет закон об авторском праве, да и адаптация самих книг занимает время.
«Нужно получить право на тиражирование и произвести адаптацию книг. Что значит адаптация? В российских учебниках написано: «Моя родина — Россия, моя столица — Москва»... Мы же, не меняя содержания, должны такие слова или картинки адаптировать под нас», — пояснила министр.
А что у вас?
В школе № 62, расположенной на пересечении улиц Суеркулова и Малдыбаева, куда прибыла делегация (как, впрочем, и во многих других), проверяющие столкнулись еще с одной проблемой — переполненностью классов.
— В первых классах от 42 до 46 детей, — рассказала министру директор школы Гульнара Актайлакова.
На робкие ответы одной из учительниц, что книги в целом закупаются, министр попросила говорить открыто о проблемах, чтобы их решать.
— В комплекте пять учебников, которые в этом году закупили для начальных классов. Единственно, чего не хватает, это книг по кыргызскому языку. Закупили 200 книг, а учеников оказалось 400, — рассказала учитель начальных классов.
На вопрос журналистов, почему в школах используются российские учебники, а не книги отечественных авторов, начальник городского управления образования Сауле Мейрманова ответила: «Учителю сегодня разрешается дополнять учебный материал на свой выбор. Он, конечно, согласуется, и учебник российского издания не является основным».
В целом картина в данной школе напоминала ситуацию, которую проверяющие увидели в предыдущем учебном заведении: проблемы есть, но их решают.
Секрет, который знали все
Посетив две школы с русским языком обучения, отправились в гимназию № 68, где обучение ведется на кыргызском.
— Книг на всех не хватило. «Художественное ремесло», «Нравственность», «Родиноведение». По 5-6 комплектов не хватило. Если одному ученику даю одну книгу, то второму — другую, в общем, выпутываемся... Еще есть вопросы по качеству книг. Те, что в твердом переплете, нормальные, а в мягком быстро рвутся, — сказала учитель.
Впрочем, наиболее точную информацию, почему есть проблемы с учебниками, демонстрируют всего две цифры: ежегодно на издание учебников требуется 600 миллионов сомов, выделяется — до 120 миллионов.
Добрые цифры от министра
Завершив экскурсию по школам с расстроенным министром, которая узнала-таки правду о нехватке учебников в школах, журналисты поехали на ее встречу с руководителями школ северного региона Кыргызстана.
Здесь Гульмира Кудайбердиева сделала доклад-презентацию, где прозвучали оптимистичные и радующие слух цифры.
По ее словам, в Кыргызстане разработаны учебники нового поколения, которые сейчас на апробации.
«На апробацию в 56 школах у нас учебники для 5-6-х, для 7-9 классов. Мы надеемся, что они станут учебниками нового поколения, потому что мы постарались изменить систему их разработки, создав конкурентную среду», — сказала глава ведомства.
По ее словам, серьезно возросло финансирование системы образования.
Если в 2011 году мы имели 16 миллиардов сомов, то в 2017-м — почти 30 миллиардов. И здесь надо уточнить, что увеличение связано с повышением заработной платы.
Гульмира Кудайбердиева
А здесь непорядок
Касаясь вопроса трудовой оплаты и нагрузки, она отметила, что министерство планирует установить минимальный порог. По ее словам, ныне существующая практика распределения нагрузки, когда некоторые учителя берут мало часов, отрицательно влияет на качество преподавания, так как педагог не вовлекается полностью в учебный процесс.
«Надо установить, сколько уроков должен вести учитель для того, чтобы он смог качественно работать, чтобы был в процессе, а не на три часа приходил в школу», — сказала министр.
Учеников стало больше
Порадовала новость о том, что увеличился охват детей школьным образованием.
«С 2011 года охват детей школьным образованием с 1-го по 11-й классы возрос более чем на 10 процентов и составляет 98,5 процента», — сказала она.
И это правда, охват увеличился. Свидетельство тому — переполненные классы и строительство новых школ.
«С 2 тысяч 204 школ в 2011 году до 2 тысяч 236 в 2016/2017 году. Но когда говорят о строительстве, то речь идет о строительстве взамен старых. Только в прошлом году построено 76 школ, в этом году планируется 80 школ. Лишь за последние шесть лет построено 309 школ!» — не скрывала радости министр.
Еще один немаловажный вопрос она обозначила в своем докладе.
«Все-таки в последние годы министерство делало акцент на издание книг для школ с кыргызским языком обучения. Русские школы получали гуманитарную помощь, как-то решали по—другому, они все-таки сконцентрированы в Бишкеке, и у них очень большая поддержка со стороны родителей», — отметила она, указав на нехватку учебников в русскоязычных школах.
Что касается школ с кыргызским, узбекским (43 школы в республике) и таджикским (3 школы) языками обучения, то у них проблемы не столько в количестве, сколько в качестве учебников.
«Дефицит учебников на сегодня составляет 11 миллионов экземпляров по новому стандарту образования. Учебники, как вы знаете, устаревают. В 2015 году впервые утверждены государственные стандарты. Соответственно и мы должны были менять весь фонд учебников. Нам помогают международные партнеры, и эту проблему, в принципе, решать можно», — сказала Гульмира Кудайбердиева.
Впрочем, особенно убеждать никого не пришлось, журналисты и так знают: проблемы в системе образования действительно есть, и министерство совместно с директорами школ, учителями и родителями их действительно решает. Как может.