Выпускникам 11-х классов перед выходом во взрослую жизнь осталось преодолеть последние испытания – государственные экзамены. Почти все они уверены: аттестат уже в кармане, не будут же учителя напоследок портить им жизнь в виде двоек.
За красивые глазки
Перед госэкзаменами в школах традиционно проводят педсоветы, где решается, кого допустить к испытанию, а кого оставить на второй год. В школе №… педагог с многолетним стажем Светлана Тынаевна (имя изменено, поскольку бюджетники у нас, как известно, люди зависимые) с трудом смогла отстоять свою точку зрения. «Поставила «неуд» по своему предмету девятикласснику. Решением педсовета его решено не допускать к госэкзаменам. Но знаете, чего мне это стоило?! Чуть до инфаркта не довели. Я чуть было не оказалась крайней, плохим учителем, несмотря на то, что постоянно проводила дополнительные занятия, ставила в известность классного руководителя, приглашала на занятия директора. Почему я должна ставить тройку ученику, который практически не ходил на уроки?» - задается вопросом принципиальный учитель. Другой бы на ее месте, возможно, не стал бы так перечить администрации школы и, закрыв глаза, пошел на компромисс.
Двойки против пятерок
Впрочем, министр образования и науки Эльвира Сариева как-то признала, что «львиная доля «красивых» оценок в аттестате не отражает уровня реальных знаний ученика». «Когда подросток учится 11 лет в родной школе, та заинтересована в том, чтобы улучшить показатели, и оценка, к сожалению, не всегда объективна», - говорила чиновник.
Тогда же она сказала, что реальные знания учениками школьной программы помогут показать стандартизированные тесты. И они показали. К примеру, больше 30 процентов 11-классников, участвовавших в тестировании, по математике получили двойки. Почти треть не справилась с заданиями по физике. По узбекскому языку двойки получили 19 процентов сдавших тест. Ту же самую двойку получили и 6 процентов сдававших историю.
Были, конечно, и пятерки. Более 50 процентов учащихся получили «отлично» по кыргызскому языку как государственному, 39 процентов – по кыргызскому как родному, столько же – по английскому. 49 процентов учеников получили пятерки по геометрии. По русскому языку как официальному – 33 процента пятерок, по биологии – 15, граждановедению – 9, химии – 7 процентов, русскому языку как родному - всего 6 процентов пятерок.
«Данные анализа результатов ИГА окажут позитивное воздействие на всю систему образования страны путем оказания методической помощи отстающим школам и внедрения в их работу опыта успешных организаций образования. ИГА с использованием стандартизированных тестов позволяет министерству уже со следующего года отойти от практики проведения выпускных экзаменов в форме прямого контакта «учитель-ученик», что в свою очередь в значительной мере повлияет на сокращение негативных проявлений, позволит возродить доверие к школе, учителю и аттестату зрелости», - прокомментировали итоги проведенного тестирования в Минобразования.
Выпускников 9-х и 11-х классов не допускают к госэкзаменам, если у них за год по какому-то предмету есть двойка, такие ученики остаются на второй год. Ежегодно, по данным пресс-службы Министерства образования и науки, по республике на повторный курс остается около 500 выпускников 11-х классов и около 600 – девятиклассников. Причины называются разные (заболел, выехал за границу, не освоил программу). Сколько станет двоечников после введения теста?
«В школе существует негласное правило: не ставить плохие оценки, пусть ученик получит аттестат и уходит. Поэтому сейчас стоит вопрос: как поступать с теми, кто получит неудовлетворительную оценку за тест, - говорил в интервью ИА «24.kg» директор Национального центра тестирования (НЦТ) Артур Бакиров. - Если рассуждать гипотетически, мы готовы, допустим, для них провести повторное тестирование осенью. Но это не решение. А если он опять получит два, что тогда? Собирать в школе комиссию, заведомо зная, что там уже двойки не будет? Или выдавать справку о том, что аттестат не получил, сможет за год подготовиться и повторно сдать тест? Вопросов масса».
Вернуть «колы» и «неуды»
«Нам нужна реформа школьного образования. Учеников никак не наказывают, переводят из класса в класс, закрыв глаза. Дети знают, что им ничего не будет за плохую успеваемость. Я уже забыла, когда нормально проводила урок, когда мы с детьми активно обсуждали пройденный материал. Сейчас я рада, когда дети хоть что-нибудь прочитают и могут рассказать, - отмечает Светлана Тынаевна. – Причем не одна я жалуюсь, у коллег такие же претензии. Проблема в том, что контроля со стороны родителей нет. Им все равно, учатся ли их дети. В дневнике нет ни расписания, ни заданий, ни росписи родителей. Говоришь об этом на собрании, ожидая какого-то отклика, но к следующему собранию никаких сдвигов, ноль реакции! Ну чистите вы картошку к ужину, позовите ребенка, пусть он вам рассказывает, что прочитал. Неужели это так трудно?»
Учитель считает, что нужно разрешить ставить двойки в аттестатах и выпускать школьников с такими, пусть низкими, но объективными оценками.
С ней согласен и другой педагог с большим стажем работы в школе. «У нас уже давно не пятибалльная, а трехбалльная система оценивания: 5, 4 и 3. «Двойки» и «единицы» и за оценки вроде как не считают, - говорит Наталья Петровна. - На Западе ученик может сам выбирать предметы для изучения. Как сложится его судьба, и сможет ли он в дальнейшем куда-то поступить – это уже его проблема, подросток сам делает свой выбор. У нас же дети должны все знать на «хорошо» и «отлично». У меня учились ребята – отличные математики, но сочинение написать хорошо не могли. Они просто заучивали текст и писали по памяти. Ну и кого мы обманываем?! Конечно, изучать литературу нужно для общего развития, но систему оценивания нужно менять. Она должна стать реальной, а не усеченной и липовой».
От суммы баллов знаний больше не станет?
О том, что система оценки знаний учащихся изменится, говорят давно. «Действующая система оценки знаний, умений и навыков школьников устарела», - говорила бывший начальник управления образования мэрии Бишкека Гульнара Тагаева еще в 2013 году. Тогда же сообщалось о том, что в школах Кыргызстана планируется вместо пятибалльной ввести стобалльную шкалу оценки знаний. На ее внедрение в рамках программы READ, финансируемой Всемирным банком, рассчитывали потратить около $2 миллионов.
Оказалось, что программа уже завершилась, а инициативы продолжаются. «Они реализуются министерством, Наццентром тестирования и Кыргызской академией образования. Один из примеров – ИГА в виде теста», - сообщили ИА «24.kg» в пресс-службе Минобразования. По поводу перехода на 100-балльную систему в ведомстве ничего сказать не смогли.
Ректор Кыргызского государственного университета имени Арабаева Толобек Абдрахманов имеет свой взгляд на систему оценивания знаний школьников. «В 2016 году я председательствовал в оргкомитете по проведению Республиканской олимпиады и понял, что в школах у нас четыре разные системы проверки знаний: пятибалльная, тестирование НЦТ, Общереспубликанское тестирование и олимпиада. А если вспомнить о PISA, это будет уже пятая система. Надо все это привести в соответствие», - сказал он, оценив, как ректор педагогического университета, знания школьников в среднем на 3+.
«Родители забросили своих детей, а школы не справляются с такой нагрузкой. Последние несколько лет я наблюдаю, что ученики 10-11-х классов по большому счету отодвинули школьное обучение на второе место, они в основном занимаются подготовкой к сдаче ОРТ. Многие уходят в колледжи, берут репетиторов, посещают курсы. А школы и учителя смирились как-то с этим, - отметил Толобек Абдрахманов. – Что касается стобалльной системы, в ней есть некоторые преимущества. В вузах действует такая же система, и можно легче интегрироваться из школы в университет. Но если это у нас будет, то, думаю, еще не скоро. Дело даже не в системе, нужно методику менять и преподавания, и проверки знаний учеников».