Малика Мамытова — психолог по образованию. В последние годы она живет в городе на южном побережье Кипра — Лимасол. Она работает в сфере кадрового менеджмента и точно знает, когда пора увольняться и о том, что нужно писать в резюме. В интервью 24.kg кыргызстанка рассказала об интересных наблюдениях, сделанных во время жизни в этой республике.
— Малика, где учились, кем работали в Кыргызстане?
— Сначала училась в Кыргызско-Российском Славянском университете, затем — в России в магистратуре и аспирантуре Санкт-Петербургского госуниверситета, а также в США по программе Global UGRAD.
У меня был широкий круг интересов в Бишкеке — от волонтерства до преподавания английского, но психология и работа с людьми всегда были в приоритете.
— Почему решили уехать?
— Поехала в Петербург учиться, но влюбилась в город и осталась: нашла работу, вышла замуж. Накопила опыт в разных сферах People Operations (кадрового менеджмента): от рекрутинга до консалтинга и тренингов. В итоге начала работать в IT-компании, которая предложила мне работу в кипрском офисе. Мы переехали в Лимасол в конце 2021 года.
Когда я пишу «Кипр», то имею в виду именно государство Кипр в южной части острова. Северная часть — оккупированная, она признается как независимое государство (Турецкая Республика Северного Кипра) только Турцией. Для местных киприотов это важно — они оперируют термином «оккупированная часть» и в бытовой речи, и даже в вопросах на экзамене по истории Кипра при подаче на гражданство.
— Как прошла ваша адаптация в Кипре? С какими сложностями столкнулись?
— Сравнивая с опытом знакомых, я понимаю, что для нас адаптация прошла максимально гладко. У нас было несколько месяцев на подготовку: мы уладили дела с квартирой и бытом в Петербурге, без спешки подготовили документы и сразу забрали с собой собаку.
Я очень благодарна компании, которая предоставила билеты, миграционную поддержку, жилье и машину. К тому же на тот момент на Кипре уже жили мои знакомые из индустрии IT и финтеха, а также коллеги из компании, что обеспечило социализацию и помощь.
Однако, когда спустя два месяца после нашего переезда началась война, многие коллеги релоцировались на Кипр в гораздо менее комфортных условиях. Мой работодатель перевез несколько сотен сотрудников и членов их семей, всем им нужна была помощь и поддержка, хотя бы информационная. Помню, как я помогала с оплатой онлайн-заказов или билетов тем, у кого еще не было местной банковской карточки.
— Чем вас приятно удивила эта страна? К чему сложно было привыкнуть?
— При огромной любви к Петербургу спустя семь лет мне стало сильно не хватать солнца и тепла, и я мечтала переехать в теплую страну. Поэтому от Кипра у меня не было никаких ожиданий, кроме хорошей погоды.
Каждый переезд уникален, у всех свой опыт, который зависит от личных приоритетов. Кто-то ищет развитую инфраструктуру и городскую среду — на Кипре пока этого нет, и до повсеместного публичного транспорта еще далеко. Кто-то обращает внимание на количество активностей и наличие школ/ детских садов, кому-то важна безопасность. Кому-то из моих друзей Кипр нравится, кто-то рассматривает его только как трамплин для переезда в другую страну.
Для меня главное — климат и окружение. Благодаря тому, что Кипр является европейским IT-хабом, мне здесь интересно. Ко многому удалось привыкнуть: к временами слишком спокойному ритму жизни, к сильной летней жаре, к новой налоговой системе и новому трудовому праву (особенно с учетом моей профессии), к низкой скорости некоторых инстанций.
Из интересного — на острове очень любят кошек, ветеринарный департамент Республики Кипр весной выдает жителям ваучеры на стерилизацию бездомных животных, а на улице часто можно увидеть миски с водой и кормом.
— Чем там занимаетесь в профессиональном плане?
— Я работаю HRBP (Human Resources Business Partner) или People Partner. Названия и функционал могут различаться в зависимости от компании. В небольших фирмах, с численностью до 100 сотрудников, HRBP могут заниматься оформлением документов, наймом, организацией мероприятий для сотрудников и многим другим.
В компаниях крупнее (100-500 сотрудников) функционал усложняется. На моем нынешнем месте работы рекрутингом занимается отдельная команда, а я отвечаю за выстраивание процессов и решение всех внутренних вопросов — от найма до увольнения.
Когда компания на стадии стартапа, многие задачи легко решать одному человеку. Но когда компания выросла, нужно описать, автоматизировать и масштабировать действия, которые ранее выполнялись вручную. Этим я и занимаюсь.
Мне нравится работать с людьми и строить процессы. Нравится помогать находить выгодные для всех сторон решения, даже если процесс болезненный — конфликт или увольнение. В идеале руководитель сам умеет выполнять базовые обязанности HR. Однако при росте количества людей усложняются и процессы — тут я помогаю менеджерам.
Вовлеченность сотрудников, политика пересмотра заработных плат и так далее — все эти процессы появляются не просто так, а в ответ на запрос от сотрудников.
— Проще найти или уволить сотрудника?
— Обе задачи имеют свои вызовы. Найти подходящего сотрудника бывает сложно из-за необходимости точного соответствия требованиям и культуре компании. На Кипре много трейдинговых фирм — на найм персонала влияют в том числе и регуляторы, например CySEC. Увольнение, в свою очередь, является эмоционально сложным процессом и требует деликатного подхода. Очень помогает психологическое образование и повышение квалификации по консультированию и коучингу.
— О чем нельзя писать в резюме, а что обязательно гарантирует приглашение на собеседование?
— Рекомендации стандартны: включайте только релевантную информацию, готовьте резюме под конкретные вакансии и с использованием ключевых слов. Поддерживайте актуальный профиль на LinkedIn и в профессиональных сообществах. Цените нетворкинг и слабые связи — сейчас многие вакансии закрываются по рекомендациям.
Это особенно важно на небольших рынках, как на Кипре, мне очень повезло с HR-сообществом и с бывшими коллегами, что сильно облегчило поиск работы, когда я захотела получить новый опыт в новой компании.
— Если в коллективе не понравилось с первого взгляда, стоит ли потерпеть?
— У каждого свои факторы, влияющие на «стерпится — слюбится». Я не сторонница терпеть — если расходятся главные ценности, особенно с лицами, принимающими решения, то, возможно, стоит искать место, где ценности совпадают.
Но бывают ситуации, когда важнее безопасность и финансовая стабильность. На Кипре при уходе из компании, которая выдала рабочую визу, у сотрудника есть 30 дней, чтобы подать документы от нового работодателя. Если семья зависит от визы или у человека редкая специальность, смену работы нужно планировать заранее, и временное примирение с неудобствами может быть необходимым.
— Как найти общий язык с коллегами и руководством?
— Я часто рекомендую двух авторов: Эрин Мейер и Ицхака Адизеса. Мейер — специалист в межкультурной коммуникации. В ее книге «Карта культурных различий» можно найти примеры различий в подходах ко времени, доверию, иерархии и другим аспектам среди представителей разных культур. Адизес — автор методологий по этапам развития компаний, принятию решений и внедрению изменений, но чаще всего я пользуюсь его моделью стилей управления.
Адизес выделяет четыре стиля:
- производитель (фокусируется на результатах и выполнении задач),
- интегратор (стремится к гармонии и сотрудничеству в команде),
- предприниматель (ищет новые возможности и инновационные решения),
- администратор (обеспечивает структуру и порядок, следит за процессами и правилами).
Они могут быть выражены у каждого человека по-разному и могут меняться при желании и работе над собой.
Для успеха необходима не одна роль, а гармоничное сочетание всех. С установкой «и я окей, и ты окей» и намерением помогать друг другу и обогащать сотрудничество найти общий язык проще.
— Важно ли болеть за свою компанию или достаточно просто как винтик выполнять свою работу? Когда пора увольняться?
— Мотивация у всех разная. Мне, например, нравятся компании, которые находятся в переходном периоде — уже не стартап, но еще не корпорация. В таких условиях можно ярче увидеть результаты своего труда и влияния на бизнес.
Просто выполнять свою работу, как винтик, тоже может быть достаточно, но это зависит от личных целей и удовлетворенности.
Главное: если работа перестала приносить удовольствие, не соответствует вашим ценностям или нет возможности для роста, то стоит задуматься об изменениях.
— Много ли кыргызстанцев на Кипре?
— Мало. У нас есть небольшой чат, где мы время от времени общаемся, но это не диаспора. Консульства нет — как я поняла, оно когда-то существовало, но перестало функционировать. В Кыргызстане посольство Кипра тоже отсутствует. Когда я привезла маму на остров, мне пришлось отправить ее документы в Узбекистан для получения визы — ближайшее на тот момент консульство.
— Чего не хватает вдали от родины?
— Хочется видеться с семьей чаще. Очень скучаю по горам — мои коллеги как минимум раз слышали от меня лекцию про горные массивы Кыргызстана и призывы съездить туда в отпуск.
— Какие планы на ближайшее будущее?
— Учить греческий и историю Кипра — недавно правила по подаче на гражданство изменили, поэтому есть возможность податься раньше при условии знания языка. Скорее всего, из-за ограниченности ресурсов мы все равно будем еще долго стоять в очереди, но зато есть время подготовиться. Возможно, более активно заниматься личными проектами — консультированием и блогом.