18:01
USD 88.21
EUR 95.66
RUB 0.97

Отличники ненастоящие. Почему ученики не могут доказать свои знания

В Кыргызстане подвели итоги очередного теста на получение аттестатов особого образца «Алтын тамга». Лишь 8,6 процента участников доказали свои отличные знания. Почему ребята не смогли справиться с заданиями из школьной программы?

Претендентов много, победителей мало

Желающих получить красный аттестат в 2023 году было около 2 тысяч школьников, из них успешно выполнили задания только 167. Больше всего претендентов оказалось в Ошской области, но там, а также в Джалал-Абаде и на Иссык-Куле оказались самые слабые результаты. Ученики в Бишкеке показали лучшие достижения, подчеркнув в очередной раз разрыв в образовании между столицей и областями.

Тестирование проводилось по четырем обязательным учебным дисциплинам: математика, родной язык и литература (кыргызский язык и кыргызская литература, русский язык и русская литература, узбекский язык и узбекская литература), история Кыргызстана и химия.

Всего вопросов чуть более 100. Чтобы получить пятерку, нужно ответить на 75 процентов из них.

Предусмотрены разные форматы тестовых заданий, в том числе открытого типа. То есть проверяют не только знания, но и навыки понимания и применения знаний на практике. В Национальном центре оценки качества образования и информационных технологий (НЦОКОИТ) подчеркнули, что все вопросы из школьной программы, по госстандарту, ничего лишнего от детей не требовалось.

Более подробный анализ, какие предметы сдали хуже, а какие лучше, пока еще не проводили. По словам представителей НЦОКОИТ, обычно выпускники, которые сдают на отлично гуманитарные предметы, чуть слабее в естественных науках и наоборот.

Дважды (в 2020 и 2021 годах) тестирование проходило в цифровом формате — на планшетах. В Минобразования отмечали тогда преимущества процедуры оценивания онлайн: открытость, прозрачность и доступность.

Однако в этот раз вернулись к бланочному варианту. Как пояснили 24.kg в НЦОКОИТ, раньше возникали проблемы с интернетом, а часть планшетов вышли из строя. Если бы проводили тест на планшетах или компьютерах, то это заняло бы почти 2-3 недели. А так результаты выдают в течение трех дней.

«Все равно все было открыто и прозрачно. Задания находились в сейф-пакетах. Их можно открыть только один раз — больше не закроешь. Листы ответов тоже упаковывали в сейф-пакеты при наблюдателях, директорах школ и детях и привозили в Бишкек, все проверялось только при комиссии. Проверяет работы компьютер, и здесь тоже нет человеческого фактора», — заверила директор НЦОКОИТ Бактыгуль Шамшидинова.

Оценки высокие, знания низкие

Тестирование «Алтын тамга» проводится для оценки уровня знаний претендентов на получение документов о среднем общем образовании с отличием. Принять в нем участие могут выпускники по рекомендации педагогического совета и приказу общеобразовательной организации, у которых по всем предметам в 10-м и 11-м классах в четвертях, полугодии и за год — пятерки.
Отметим, что для расчетов мы брали показатели за последние 10 лет, но за исключением 2021 года, когда выпускникам в Баткенской области выдали такие аттестаты автоматически из-за событий на кыргызско-таджикской границе.

Низкие результаты говорят о том, что оценки в школах ставят не по заслугам.

«По сравнению с прошлым годом мы довольны последними результатами: они почти в два раза выше. Но если смотреть на цифры, которые были до этого, то результат не очень хороший, — призналась Бактыгуль Шамшидинова. — Нынешние одиннадцатиклассники — это дети, которые учились во время пандемии коронавируса в онлайн-режиме. Поэтому итоги такие».

Она отметила, что школам нужно более тщательно подбирать претендентов. Некоторые общеобразовательные организации выдвигают по 15-20 человек, из которых подтверждают свои знания всего около 5 учащихся.

Что дает красный аттестат

Наличие документа особого образца — повод для гордости родителей. Иногда именно взрослые и вынуждают детей идти на тест. Хотя все знают о распространенной практике завышения оценок, ведь отличникам нельзя получать четверки, а тем более тройки.

Но небольшой бонус для самих выпускников все-таки есть. Получившие «Алтын тамга» освобождаются от итоговой аттестации полностью, а значит, у них свободен почти целый месяц и можно подумать о том, куда поступать.

Во время конкурса в вуз, если у двух абитуриентов одинаковые баллы по Общереспубликанскому тестированию, то приоритет отдают обладателю аттестата «Алтын тамга».

Ученики, получившие за тест четверки, по решению педсовета тоже могут освободиться от экзаменов. Или могут сдать их на общих основаниях, но аттестат в случае пятерки все равно будет синим.

По словам Бактыгуль Шамшидиновой, в настоящее время вновь вернулись к вопросу о переходе на 10- или 7-балльную систему оценивания. «Чем длиннее шкала, тем точнее мы измеряем навыки и знания детей. Это мировой пример. Иногда в школе на уроках ставят 4+, но в аттестат так поставить нельзя, расширение шкалы решило бы проблему», — пояснила она.

Однако независимо от системы оценивания уровень знаний у детей останется прежним, пока не улучшится работа в школе. Многое зависит как от учителей и повышения их квалификации, программы обучения, так и от самих учащихся (занимаются ли они самостоятельно, дополнительно с репетиторами, помогают ли им родители дома и так далее).

Что дальше?

Тестирование отличников проводится в Кыргызстане с 2011 года. Однако особых достижений за это время не появилось, разве что количество претендентов значительно сократилось. Представляете, 167 отличников из более 69 тысяч одиннадцатиклассников по стране?! Это же капля в море. Можно предположить, сколько настоящих ударников и тех, кого дотянули до тройки, лишь бы не оставить на второй год.

Это ли не показатель качества образования? Неужели за более чем 10 лет не сделано никаких выводов и рекомендаций, чтобы как-то улучшить ситуацию? А если сделано, то почему итоги такие плачевные?

Эксперты в области образования не раз отмечали неэффективность оценки достижений учащихся по окончании школы, когда уже ничего нельзя исправить. Такую же оценку нужно проводить в начальной и средней школе, чтобы можно было что-то изменить в процессе преподавания. Почему-то у нас любят делать упор на одаренных и успешных. Хотя государство должно создавать равные условия для всех, как в городских, так и сельских школах, и упор делать не на единицы отличников, а на всю массу учащихся. 

Популярные новости
Бизнес
19 мая, воскресенье