Всего 3,7 процента выпускников, претендующих на получение аттестата особого образца, смогли сдать тест «Алтын тамга». Это один из самых низких показателей за всю историю проведения тестирования.
Хуже, пожалуй, было только в 2011 году, когда «Алтын тамга» сдавали первый раз. Тогда из 3 тысяч 6 человек подтвердили знания только 95 (3,16 процента).
В этом году на получение красного аттестата претендовали 2 тысячи 232 выпускника, но в тестировании приняли участие 2 тысячи 142, и только 80 (3,7 процента) сдали его на отлично.
Напомним, что государственная аттестация «Алтын тамга» на получение аттестата особого образца проводится среди выпускников школ, четвертные, полугодовые и годовые отметки которых за 10-й и 11-й классы оценены на «пять».
В 2021-м в тестировании приняли участие 1 тысяча 394 выпускника, подтвердили знания 511. Но тогда в Баткенской области выпускникам автоматически выдали такие аттестаты.
В 2020 году из 1 тысячи 250 учащихся 234 выпускника (19 процентов) сдали успешно, а в 2019-м 182 отличника (17 процентов) из 1 тысячи 62 получили аттестаты особого образца.
С чем это связано, 24.kg спросило у директора Национального центра оценки и качества образования и информационных технологий Министерства образования и науки Бактыгуль Шамшидиновой.
— Мы сами удивлены такому низкому результату, такого у нас никогда не было. Всегда подтверждали аттестаты 10-17 процентов выпускников.
Мы это связываем с тем, что эти дети практически полтора года проучились в дистанционном формате. Ученики, которые оканчивают школы в этом году, когда началась пандемия, учились в 9-х классах.
Бактыгуль Шамшидинова
В последние годы претендентов было 1,3-1,5 тысячи. В этом году их число увеличилось практически на тысячу человек. Думаю, что это также связано с онлайн-обучением. Дети при подготовке заданий могли пользоваться интернетом, книгами, посторонней помощью и в итоге получали хорошие оценки. А школы потом выдвинули их на получение аттестата особого образца.
Больше всего справившихся с тестом в Бишкеке — 37 детей, на втором месте — Ошская область (15), на третьем — Джалал-Абадская (11).
В Иссык-Кульской области аттестат особого образца подтвердили шесть выпускников, Баткенской, Таласской и Оше — по трое, Нарынской и Чуйской — по одному.
— Никаких компьютерных сбоев не было или, может, там были указаны неправильные ответы?
— Прежде чем выдать результаты теста ученикам, проводится три этапа работы с листами ответов. Их сначала сканируют, затем они проходят верификацию, и только потом ответы считываются ключами и выходит результат с количеством правильных ответов.
Кроме того, проводится ручная проверка ключей. Выборочно берутся листы ответов, и сверяются результаты компьютерной обработки и ручной проверки. И они все сошлись. Никаких компьютерных сбоев не было. Ключи были правильные.
Тесты «Алтын тамга» соответствуют государственным стандартам и учебной программе.
Бактыгуль Шамшидинова
Когда мы собираем разработчиков, говорим: необходимо при подготовке заданий учитывать, что проходить тестирование будут ученики из разных районов страны, а не только из сильных школ. Так что мы ориентируемся не на программы лицеев или гимназий, а на обычные средние школы.
У нас большой опыт разработки тестов, более 25 лет занимаемся только ими.
Чтобы подтвердить аттестат, выпускник должен правильно ответить на 75 процентов вопросов.
— Пересдать тест можно?
— Нет. В положении прописано, что тест сдается только один раз.
Сейчас идет процедура апелляции. Она у нас техническая, не содержательная, потому что у нас в тестах нет ошибок. Идет ручная обработка листов ответов, и потом она сверяется с результатом, выданным компьютерами. Апелляцию уже прошли 196 человек, ни один из них и после перепроверки не подтвердил право на получение аттестата особого образца.
— Министерство образования и науки будет делать какие-то выводы из такого очень низкого показателя?
— Конечно. Все наши тесты прошли психометрический анализ. Будем готовить аналитический отчет и давать рекомендации.
— Может, в этом году задания были сложнее предыдущих?
— Нет, ни в коем случае. Тесты составлены на основе школьной программы. У нас есть якорные вопросы, которые повторяются из года в год. Когда мы будем проводить анализ, посмотрим эти якорные вопросы. Они нам и дадут подсказку, в чем дело.