В Кыргызстане намерены внедрить модель 12-летнего обучения в школах. В настоящее время по законодательству возраст поступления в школу — 6-7 лет. По данным же кабмина, обязательным школьным образованием будут охвачены 100 процентов 5-6-летних детей. При этом психологи не рекомендуют рано отправлять своих чад за парты. Чем это грозит, 24.kg рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Лариса Соломянина.
— Лариса Сергеевна, готовы ли шестилетние дети идти в школу?
— Нет, конечно. Ведь важно не просто умение читать и писать. Прежде всего должна быть биологическая готовность к школе — готовы ли кости руки держать ручку, карандаш.
Считается, что ребенок биологически готов к школе, когда у него обновляются передние молочные зубы (два вверху, два внизу), значит, кости уже готовы.
Очень важная составляющая — и психологическая готовность. До школы у детей ведущая деятельность — игровая. Я занимаюсь с шестилетками, они все время играют. Примерно после семи лет ведущей деятельностью становится учебная.
Часто ко мне приводят детей с нежеланием учиться к концу начальной школы или в 5-6-х классах. Начинаешь разбираться, и выясняется, что ребенка отправили в школу в шесть лет. Они не доиграли в свое время, поэтому оказались не готовыми к учебной деятельности.
Некоторым мы рекомендуем начинать обучение не то что с шести лет, а с восьми.
— Как родителю самому определить, готов ли ребенок к школе?
— В интернете можно найти очень много тестов на готовность к учебе. Но сейчас мало тех, кто готов. Лучше бы сделали реформу дошкольного образования.
— То есть детсады со своими задачами не справляются?
— Многие. Садики государственные переполненные, очень слабое развитие детей. К примеру, дети в дошкольном возрасте должны усвоить такое элементарное понятие, как классификация. Стол, стул — это мебель; кастрюля, сковородка — это посуда; лошадь, коза — домашние животные и так далее.
Дети не знают этого, позже это вызывает трудности с математикой. То же самое с временной последовательностью. Знание очередности дней недели, месяцев развивает определенные функции мозга. Иначе, опять же, страдает математика. Вместо того чтобы читать, писать и считать механически, лучше развивать эти навыки.
У многих ребят также нарушена слухоречевая память. Раньше детям с детства читали книжки, сейчас их заменили гаджеты. Вслух никто не читает. На занятиях я читаю буквально два-три предложения, задаю вопросы, а дети не понимают, о чем речь. Поэтому нужно не просто читать сказки и стишки, но и беседовать о прочитанном, задавать элементарные вопросы.
Механически дети, конечно, учатся читать, но не понимают смысла прочитанного.
До семи лет лучше развивать правое полушарие мозга (память, воображение, творческие способности, креативное мышление и тому подобное), тогда как образовательные программы делают акцент на левом полушарии. Сейчас модно детей отдавать на всевозможные кружки в раннем возрасте. Допустим, на английский в четыре года. Это искусственно развивает левое полушарие мозга. Но ничего бесследно не проходит. Если искусственно развивать одно, то в итоге страдает другое. Незрелость правого полушария в будущем приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Это нарушение вызывает напряжение у личности, а напряжение придется как-то снимать.
Кроме того, нет дифференцировки. В государственных детсадах в группах есть дети и с задержкой развития, и с легкой умственной отсталостью.
— А как же инклюзивное образование?
— Инклюзия подразумевает, что с каждым таким ребенком должен работать тьютор (сопровождающий), и для каждого составляется отдельная программа. Именно так и происходит на Западе. Есть ли у нашей системы образования такие возможности? Кто из учителей составляет отдельные программы? Взяли только название, а сути не перенесли. Занятия в результате неполноценные, дети не усваивают материал.
Иногда даже ученики 3-4-х классов читать и считать не умеют. Просто присутствуют на занятиях, их как-то переводят дальше. Лучше бы в каждой школе классы выравнивания сделали, это было бы намного эффективнее. Потому что детей с задержкой развития становится больше.
— Какой оптимальный возраст для определения ребенка в школу?
— Семь лет, а иногда и восемь. Сейчас очень много ослабленных детей, их нужно отдавать в школу в восемь.
Если форсировать события, то дети очень быстро устанут учиться и будут прогуливать школу.
— Но ведь многие учились раньше и сейчас учатся с шести лет. Проблем вроде особых не замечено...
— Ко мне на консультацию сейчас приходят с большими эмоционально-волевыми проблемами молодые люди как раз в возрасте 30+. Воспоминания о школе у многих негативные.
— И все-таки, есть же категория детей, готовая сесть за парту раньше сверстников?
— Есть. Но к концу второго, третьего классов они тоже устают учиться. Они не доиграли, психологически не созрели к обучению в школе. А все то, что быстро, оно не долгосрочно.
— Многие родители начали задаваться вопросом: нормально ли, что дети будут оканчивать школу в 18-19 лет?
— В принципе ничего страшного.
Но так долго учиться для детей станет просто каторгой.
В некоторых странах учатся 12 лет. Но где доказательства, что там образование идеальное?