На обочины дорог вновь вернулись инспекторы с жезлами, они по старинке останавливают машины, просят водителей «дыхнуть»... А как же реформы? или это то, к чему мы пришли в результате преобразования системы безопасности дорожного движения в Кыргызстане?
Как известно, управление Патрульной службы милиции в Бишкеке образовали в 2019 году, в Оше — в конце декабря 2020-го. Проект в столице был пилотным.
Предполагалось, что основной целью УПСМ станет безопасность населения. Причем речь идет не только о безопасности на дорогах, а в более широком понимании. Все граждане и гости столицы должны чувствовать себя в безопасности дома, на прогулке, в общественных местах. Новой Патрульной службе милиции тогда запретили стоять на дорогах и штрафовать водителей, у них даже отобрали жезлы. Инспекторы патрулировали улицы, тем самым предотвращая преступления и правонарушения.
Насколько успешными оказались эти преобразования и к чему пришли реформаторы, 24.kg рассказали эксперты.
Член комиссии по отбору сотрудников в УПСМ Азамат Акенеев напомнил, что само слово «патруль» предполагает патрулирование и постоянное движение.
«Оно не означает, что правоохранители должны прятаться где-то в кустах, ожидая, когда же кто нарушит правила и его можно будет оштрафовать. Ранее была также значительно увеличена зарплата патрульных, закупили новые машины, рации, оборудование. По результатам опросов общество благоприятно оценило проведенную реформу. Хотя у нас люди настроены, как правило, скептически, и были нарекания, но многие хвалили новую милицию», — отметил он.Эксперт подчеркнул, что значительно увеличилась раскрываемость преступлений, в первую очередь по горячим следам. Новая патрульная милиция в большей части была сформирована из гражданских лиц, то есть произошло значительное обновление, прецедентов которому ранее не было.
Сегодня, на мой взгляд, не все, что задумали, осуществляется в полной мере. Патрульным опять разрешили стоять на дорогах, им вернули жезлы, это сразу заметили горожане.
Азамат Акенеев
«Наша комиссия по отбору была расформирована, как сейчас набирают патрульных, мне неизвестно. Даже не знаю, проводится ли какой-то конкурс. Надеюсь, что это не откат реформы назад, а все, что сделали хорошего, сохранят», — заключил он.
Координатор ОО «Гражданский союз» Галина Давлетбаева считает, что ожидания от реформ не оправдались — жезлы патрульным вернули, сотрудники стали дальше от народа.
«УПСМ подчиняется ГУОБДД — это уже неправильно. Патрульная служба должна быть самостоятельной структурой. Но у нас все свелось к тому, что работники стоят с жезлами, знают точки, где больше всего происходит нарушений Правил дорожного движения», — говорит активистка.
От чего уходили, к тому и вернулись: каждому экипажу установили нужное количество штрафов за смену, которые они должны зафиксировать.
Галина Давлетбаева
«Пеший патруль должен фиксировать нарушения, помогать гражданам в определенных ситуациях, но этого нет. Они лишь выписывают штрафы. Почему у нас не любят патрульных, да и в целом милицию? Только из-за таких моментов. Если у них будет человеческое отношение, то тогда все будет меняться», — заметила она.
Активистка подчеркнула: реформу можно также считать провальной из-за того, что в столице нет хороших дорожных знаков, разметок, пешеходных переходов и других важных деталей дорожной инфраструктуры.
«У нас много таких проблем. Но, к сожалению, вместо того чтобы обратить внимание на них, глаза закрывают. Остановки в Бишкеке забиты таксистами, простыми автомобилями. Общественный транспорт не может подъехать к остановочным пунктам», — пояснила она.
Что касается самой реформы безопасности дорожного движения, Галина Давлетбаева советует написать новую концепцию. И чтобы она не оставалась только на бумаге, а была реализована. Для этого нужно пригласить представителей общественности, неправительственных организаций, государственных структур.
Нужно также проверять сотрудников милиции на знания. С ними должны обязательно работать психологи.
Галина Давлетбаева
Член рабочей группы по реформированию ОВД Урмат Казакбаев считает, что внедрение управления Патрульной службы милиции в Бишкеке показало неплохие результаты. В Оше реализовать проект полностью не удалось — произошла смена власти, реформы застопорились.
«Почему реформа не реализована в других регионах республики? Для чего сотрудникам УПСМ вернули жезлы?» — задается вопросами эксперт.Он уверен, что все попытки бороться с коррупцией тоже оказались безуспешными.
«Опять вернулась практика, когда на месте «можно» развести нарушение ПДД, дав взятку. Когда управление только создавали, такого и в помине не было. Второе — сотрудники стоят на локациях с жезлами без автомобиля. Где логика? Если нарушитель не захочет останавливаться, как его будут догонять? Жезлы — это просто источник дохода. Патруль нужен, чтобы следить за порядком на дорогах, там, где неправильная парковка, заторы.
Кроме того, сотрудники УПСМ должны были обеспечивать порядок на тротуарах, во дворах. Но по факту они стоят на обочине и все. Если кого-то избивают, на это реакции нет. Все мысли сосредоточены на нарушениях: кто не там повернет или проедет красный свет, чтобы можно было оштрафовать. Это неправильный подход. Вернулись к тому, с чем боролись изначально», — отметил Урмат Казакбаев.
По логике Главное управление общественной безопасности дорожного движения должны были расформировать.
Урмат Казакбаев
«Патрульная милиция существует, но есть и гаишники. Последние управляют патрульными, которые занимаются не только дорогами, но и общественным порядком, безопасностью. Так быть не должно. По идее, патрульные службы должны подчиняться начальникам территориальной милиции, потому что они выезжают на вызовы, по горячим следам ловят преступников, занимаются профилактикой. В общем, выполняют функции рук, ног и глаз ОВД», — полагает он.
Поинтересоваться об оценке реформирования дорожной безопасности в стране редакция 24.kg решила и в ГУОБДД. Но вопрос журналистов там проигнорировали.
Однако в самом управлении Патрульной службы милиции столицы считают, что результаты реформы и деятельности УПСМ хорошие.
«В результате пилотного проекта в Бишкеке решили создать отдел Патрульной службы милиции и в Оше. Результаты неплохие. Благодаря жезлам стало меньше дорожно-транспортных происшествий, выросло выявление нарушений ПДД. Для сотрудников ведомства стало удобно работать с жезлами. Но если они будут злоупотреблять своим положением, будем проводить служебное расследование и привлекать к ответственности по каждому факту», — заключили там.
Эксперты в один голос твердят, что ожидаемые результаты не реализовались до конца. Поэтому предлагают пересмотреть концепцию или вовсе написать и реализовать новую. Но кто гарантирует, что она будет успешной? Никто.