Энергетики больше полугода просят абонентов экономить электроэнергию. Но первые холода показали, что слушать их призывы никто не собирается.
В октябре потребление электроэнергии выросло на 40 процентов по сравнению с планируемым.
Бишкек и Чуйская область должны потреблять 19 миллионов киловатт-часов в сутки. Сейчас расход — 25 миллионов. Это усложняет и без того непростую ситуацию в секторе. В итоге в ноябре ввели лимиты мощности на потребляемое электричество.
В ОАО «Северэлектро» 24.kg рассказали, с чем это связано. И объяснили, как подсчитать мощность в своей квартире и пользоваться электроприборами правильно.
Лимиты мощности — это те же самые веерные отключения?
Нет. Установленные энергетиками лимиты предусматривают ограничения по мощности потребляемой энергии, а не ее количеству. Проще говоря, каждый может одновременно включать ограниченное количество электроприборов.
Зачем нужны лимиты?
Из-за высокого одновременного потребления электроэнергии может быть перегруз линий электропередачи и трансформаторов. Это приводит к многочисленным авариям. Кроме того, максимальное использование воды Токтогульской ГЭС для выработки больших мощностей электроэнергии можно привести к коллапсу всей энергосистемы. Поэтому энергетики и призывают экономить.
Каковы на сегодня лимиты?
Для потребителей с однофазным вводом ограничение составляет 5 киловатт, для абонентов с трехфазным вводом — до 10 киловатт. Однофазный ввод предусматривает использование бытовых приборов и освещение без электрообогрева. Установленной мощности в 5 киловатт вполне должно хватать на работу всех электроприборов на семью из 3-5 человек.
Связаны лимиты по мощности и потребление электроэнергии?
Нет. Пять киловатт — это мощность электроэнергии. 700 киловатт-часов, по которым тариф составляет 0,77 сома, — это ее расход. При установленном лимите мощности можно потребить достаточно большое количество электроэнергии.
На каких счетчиках работают лимиты?
Лимиты в 5 и 10 киловатт установили на счетчиках АСКУЭ. На других приборах учета автоматические выключатели. У них перед счетчиком есть «пробка-автомат», которая рассчитана на те самые 5 киловатт. При превышении «автомат» сработает, и свет отключится.
Почему для однофазников и трехфазников разные лимиты?
У каждого абонента его лимиты указаны в договоре. У абонентов с трехфазным вводом мощность составляет 3,3 киловатта по каждой фазе. Все вместе — 10 килловатт. Абонентам с трехфазным вводом нужно равномерно распределить мощность, чтобы все точки не были на одной фазе.
Насколько законны подобные требования?
На самом деле лимиты по мощности — не новшество. У каждого абонента есть лимит потребления электроэнергии. Он прописан в Правилах пользования электрической энергией и в договоре между абонентом и распредкомпанией. Поэтому компания вправе требовать их соблюдения.
Почему раньше о лимитах ничего не было слышно?
Лимиты были прописаны всегда. Но раньше энергетики сильно не следили за ними, позволяя абонентам использовать столько, сколько нужно. Сейчас же в стране нехватка электроэнергии. Поэтому приходится вводить ограничения, чтобы электрические сети выдерживали нагрузку и свет был у всех абонентов.
Какие приборы можно включить одновременно, чтобы не превысить лимит?
Мощности в 5 киловатт хватит на телевизор (0,1 кВт), 10 энергосберегающих ламп (0,07 кВт), холодильник (0,4 кВт), электроплиту (от 1,5 кВт), микроволновку (0,8 кВт) и даже обогреватель (от 2 кВт). При включении всех этих приборов одновременно мощность составит 4,8 кВт. Если включить еще чайник, то счетчик отключится.
Что делать в таком случае?
При отключении счетчика нужно выключить все приборы и нажать на счетчике кнопку для включения. Затем включить необходимые приборы по очереди. Не надо включать все сразу.
А как понять, что света нет именно из-за превышения мощности, а не из-за аварии?
Когда электроэнергия отключается из-за превышения лимита мощности, на счетчике АСКУЭ загорается буква «П». Если у вас обычный счетчик, то можно после выключения всех электроприборов включить автомат. Если электроэнергии нет из-за превышения лимита, свет в квартире должен включиться.
Все сделал, а света все равно нет. Куда обращаться?
По всем вопросам абоненты ОАО «Северэлектро» могут обращаться в круглосуточный кол-центр по телефонам: 1209, 0772001209, 0702001209, 0556001209.
Или отправить сообщение на WhatsApp 0551001209.
А можно при этих лимитах включать, например, кондиционеры «зима-лето» и обогреватели?
Мощность обогревателя — от 2 киловатт, кондиционера — так же от 2 киловатт. Если включить кондиционер и обогреватель с минимальной мощностью, то можно дополнительно пользоваться освещением, телевизором, компьютером и холодильником.
Энергетики всегда просят абонентов не включать электроприборы, особенно энергоемкие в «часы-максимум». Что это за время?
Это утренние и вечерние часы максимальных нагрузок на сеть. Они меняются в течение года. На ноябрь-декабрь они установлены с семи до десяти утра и с шести до девяти вечера. В это время нежелательно использовать электроприборы для отопления. Лучше сначала выключить, например, обогреватель и только потом пользоваться электроплитой. Или пользоваться газом для приготовления завтрака или ужина.