03:02
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97

Аэропорт «Ош». В мертвой петле скандала. Часть 2

Сегодня все чаще натыкаешься на критические замечания об организации работы международного аэропорта в Оше.

«Странные явления сейчас происходят в Ошском аэропорту, - написал на днях в соцсетях пользователь Эркин Джаманбаев. - Уже 23 минуты прошло от времени вылета. Но нет никакого движения на посадку. И более того: ничего не сообщают. Телефоны «Эйр Трафик» и аэропорта не отвечают. Я в шоке».

Похоже, сотрудники Ошского филиала ОАО «Международный аэропорт «Манас» в своем противостоянии совсем забыли о пассажирах. Инциденты тут происходят постоянно, о чем мы писали в первой части статьи.

Вместо Москвы берег турецкий

Не так давно тут произошел еще один вопиющий случай. По халатности персонала аэропорта 60-летняя ошанка, купив билет в Москву, улетела в Стамбул. Не зная языка, женщина несколько часов блуждала в огромном аэропорту имени Ататюрка, пока ей не помогли объясниться с администрацией международного хаба и вернуться домой. «Вот такой бардак у нас творится», - говорят сотрудники аэропорта Оша.

Сбившись в группы, бывшие и нынешние сотрудники филиала «Манаса» ведут уже открытое противостояние. Одни обвиняют во всех грехах директора аэропорта Абдинаби Алиева – мол, он ввел «семейно-клановое правление», вследствие чего сложилась «неадекватная и лихорадочная ситуация». «На работу принимаются сотрудники без соответствующей квалификации и образования. Количество пассажиров в последнее время снизилось, услугами аэропорта в Оше не пользуются, потому что тут нередки происшествия и инциденты», - считает начальник службы авиационной безопасности аэропорта Даниль Токтогонов, возглавивший «блок сопротивления».

Именно он выявил и рассказал журналистам, что инцидент с 60-летней ошанкой произошел по вине службы организации перевозки, которую возглавляет приближенный директора Жоомарт Жоробаев. «Она 3 апреля взяла билет на рейс Ош - Москва. Но по непонятным причинам попала в Стамбул. И никто не понес наказания», - добавил Даниль Токтогонов.

Главу аэропорта обвиняют не только в безалаберности и некомпетентности «приближенных», но и в коррупции. Мол, ворует даже по мелочам. Оппоненты Алиева рассказывают, что в преддверии 8 Марта решили провести акцию: всем пассажиркам вылетающих и прилетающих рейсов вручать цветы. «Планировалось, что это будут тюльпаны или розы. Но помощники директора приобрели гвоздики, которыми обычно женщин не поздравляют, а возлагают к памятникам погибшим. Кроме того, на это мероприятие израсходовали завышенную сумму – 30 тысяч сомов, на которые приобрели 300 цветов якобы по 100 сомов за штуку. Однако всем известно, что гвоздики тогда даже в центре Оша продавались по 30-35 сомов, а оптом отдали бы и дешевле. Тем более что помощники директора Искендер Майлиев и Илим Мамытов закупали их в теплицах», - рассказал Даниль Токтогонов.

На вопрос, почему недовольные действиями руководства сотрудники не обращаются в вышестоящие органы - в тот же совет директоров ОАО «МАМ», они отвечают: «Начиная с 2013 года мы писали в органы управления - ОАО «МАМ» и его совет директоров с просьбой отстранить Алиева от руководства стратегическим объектом, но ответа не получили».

В аэропорту говорят, что неоднократно проводили собрания с участием всех сотрудников, но ни один из приглашенных руководителей не явился. «Криминальное и полукриминальное окружение директора Алиева применило все возможные действия для того, чтобы разогнать собрание. Применены меры воздействия (вплоть до физических и психологических). Дошло до того, что супруга директора аэропорта Э.Мадумарова, работающая заместителем председателя Ошского областного суда по гражданским делам, «мило побеседовала» с сотрудницами, припугнув их, что их участие в таких собраниях повлечет последствия. Дескать, какое бы ни было принято решение, оно ляжет на ее стол, а участники и инициаторы собрания в последующем будут уволены», - пишут в обращении на имя президента сотрудники аэропорта.

Потеряв всякую надежду на справедливое разрешение конфликта с директором, они вынужденно обратились к главе государства. Если же и он окажется бессильным, то грозят «самим взяться за поиск истины».

Ответный удар

Директор Ошского филиала ОАО «Международный аэропорт «Манас» с обвинениями в свой адрес, естественно, не согласен. По его словам, управление аэропортом, всеми производственными и коммерческими процессами ведется строго в рамках законодательства КР, Авиационных правил КР, Воздушного кодекса и других нормативно-правовых актов. Однако комментировать ситуацию, которая сложилась в его коллективе, отказался, сославшись на занятость.

За директора ответ пришлось держать администрации аэропорта, откуда вскоре поступило письмо с разъяснениями. В нем говорится, что у самих «разоблачителей» директора рыльце в пушку. «Д.Токтогонову, начальнику службы авиационной безопасности, объявлен выговор «за слабый контроль над подчиненными». За год работы Токтогонова в должности начальника службы авиабезопасности, непосредственно отвечающего за авиационную безопасность и коллективную атмосферу службы, дисциплинарные и производственные показатели снижены. За 2014 год 20 сотрудников САБ получили дисциплинарные наказания за различные правонарушения. Д.Токтогонов как руководитель не справлялся со своими прямыми обязанностями и имеет выговор. 27 апреля 2015 года на основании заявления уволен, при этом опередив применение дисциплинарного взыскания по отношению к нему», - сообщают в администрации.

Как отмечается, Токтогонов неоднократно пытался организовать саботаж в авиапредприятии. «Вводя в заблуждение находящихся на смене сотрудников аэропорта, якобы прибывает руководство аэропорта «Манас» для проведения собрания, они требовали принять участие в забастовке. При этом организаторы несогласованного и несанкционированного собрания допустили частичный срыв производства авиапредприятия, требовали работников оставить посты в рабочее время. Для проведения собраний трудового коллектива существует установленная процедура согласования, а также Положение о проведении собраний на стратегическом объекте, против которого действовали организаторы забастовки», - объясняют в администрации и отмечают, что это собрание и стало поводом для отстранения Токтогонова от должности начальника САБ.

Брат ты мне или не брат?

Опровергают в руководстве и тот факт, что под управлением Алиева мало кто желает работать. Сообщается, что большинство так называемых уволенных и гонимых ушли по собственному желанию. «Не соответствует действительности и заявление о том, что с начала 2013 года текучесть кадров в международном аэропорту «Ош» составляет 50 процентов. При такой текучести любое предприятие рискует оказаться в срыве производства. На сегодняшний день аэропорт работает в штатном режиме. В конце 2013 года аэропорт обслужил 1 миллион 44 тысячи 337 пассажиров. За всю историю существования аэропорта «Ош» он в 2013 году впервые обслужил миллионного пассажира. В 2014-м пассажиропоток составил 1 миллион 286 тысяч 514 человек. Эта статистика свидетельствует о правильной постановке работы и задач для достижения положительных  производственных показателей», - считают в руководстве Ошского филиала.

Клеветой назвали в администрации и заявление оппонентов директора о том, что он берет за трудоустройство не менее $3-5 тысяч с человека. «В Ошском филиале ОАО «Международный аэропорт «Манас» существует прописанная процедура приема граждан на работу. При приеме на работу кандидат проходит инструктаж у каждого руководителя соответствующего подразделения, которые подписывают приемный лист. Сообщение о том, что назначения происходят по единоличному принятию решений – без каких-либо процедур отбора и согласования с руководителями подразделений, не соответствует действительности. Все назначения проходят в соответствии с установленными процедурами. При этом при назначении на определенную позицию учитывается опыт работы, наличие дисциплинарных взысканий, перспективная составляющая кандидата. Все назначения производятся на основании представления начальника службы или отдела», - сообщают в администрации.

Преступление и наказание

Отрицают в руководстве аэропорта и связь с криминалитетом. Дескать, директор Абдинаби Алиев - кадровый офицер, полковник финансовой полиции в отставке и человек, который всю свою деятельность вел борьбу с преступностью, и мысли не допускает о каких-либо связях с криминальным миром и членами ОПГ. Открестился Алиев и от своих «родственников», которые, по словам его оппонентов, занимают высокие должности в управлении аэропорта «Ош». Мол, не работают и вообще родственниками не являются. Однако в администрации не отрицают, что приказом директора за его помощником Искендером Майлиевым закреплена служебная машина «Хонда CRV» (госномер 1221 ZA). «Помощник директора является руководителем, четвертым лицом авиапредприятия», - пояснили в администрации. Не умолчали и еще об одной служебной машине - джипе «Тойота Прадо», который, как сообщалось ранее, закреплен за начальником отдела внутреннего контроля Каныбеком Жолдошевым. «Директор аэропорта руководствовался всеми нормативно-правовыми актами, регламентирующими его права как руководителя», - парируют в администрации филиала ОАО.

«Заявления о созданных в Ошском филиале ОАО «Международный аэропорт «Манас» серых схемах для получения от них нет учитываемых источников криминальных доходов не соответствуют действительности. Периодически в рамках закона осуществляются проверки деятельности аэропорта соответствующими государственными органами», - говорится в заявлении.

Не преминули упомянуть в администрации и о громком разбойном нападении, которое произошло 27 декабря 2014 года. «Директор аэропорта находился на лечении в больнице с 16 по 29 декабря, и в тот день на работе его не было. На время его отсутствия обязанности директора филиала исполнял начальник ССТ У.Мадыбаев», - заявили в администрации.

Кто кого?

Руководство аэропорта «Ош» заявляет, что поводов для недоверия нынешнему директору нет, ведь предприятие, по их словам, работает в штатном режиме. «Обстановка стабильная, никаких напряженностей в аэропорту нет. Организаторы обращения из числа уволенных сотрудников в количестве 3-4 человек не могут выражать позиции, обобщать мнения всего коллектива», - отметили в администрации и не исключили, что в ближайшее время подадут в суд на возмутителей спокойствия.

Одним из первых о смене директора и массовых нарушениях в аэропорту южной столицы заговорил лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев. На пленарном заседании он заявил, что деятельность Ошского филиала ОАО «МАМ» сопряжена с криминалитетом. «Сотрудники правоохранительных органов, курирующие деятельность аэропорта, самые богатые люди. Никто не реагирует на творящийся в аэропорту хаос. Надо сменить главу аэропорта», - сказал он.  

Скандал в аэропорту «Ош» в разгаре. Склоки продолжаются. Депутаты, по всей видимости, предпочитают решать проблему уже без контроля со стороны СМИ.

А пока пассажирам надо быть предельно внимательными, чтобы не попасть вместо своего пункта назначения в другой город.

Популярные новости
Бизнес