03:16
USD 86.50
EUR 91.18
RUB 0.86

Подложили свинью. Как новый год принес автолюбителям больше проблем, чем пользы

С 1 января 2019 года в Кыргызстане новые штрафы за нарушение ПДД, планируется внедрение ОСАГО и «Безопасного города». А еще и поменяли систему оформления транспорта. Крайними остались автолюбители, которые теперь не знают, как оформить машину и кому и в каких случаях платить штрафы.

24.kg разбиралось в тонкостях автомобильных мытарств.

Город.kg. Безопасный или коррупционный?

С февраля 2019 года в Кыргызстане ожидается полномасштабный запуск долгожданного проекта «Безопасный город». Госкомитет информационных технологий и связи подписал договор с концерном «Вега» для реализации первого этапа.

Камерами фиксации нарушений обещают оснастить 38 перекрестков и 52 стационарных рубежа.

До запуска в промышленном масштабе «Безопасного города» остается месяц, но его детали до сих пор неясны.

Пока «Вега» монтирует аппаратные комплексы, правительство хранит молчание. Непонятно, какие именно нарушения будут фиксировать камеры, как и кто будет решать спорные вопросы, какова теперь роль ГУОБДД, которое в очередной раз переименовали в Патрульную милицию.

По логике после запуска проекта на перекрестках, где установлены камеры, больше не должно быть сотрудников ГАИ.

Но на деле это совсем не так. Патрули на дорогах останутся. Это необходимость, чтобы, например, ловить тех, кто сел за руль пьяным или нарушает общественный порядок.

И сразу возникает вопрос: как платить штраф за превышение скорости или проезд на красный или за стоп-линию? Камера нарушение зафиксирует, но и патруль может остановить за то же. Четкого разделения зоны ответственности Патрульной милиции и камер «Безопасного города» нет.

А еще сотрудникам милиции запретили забирать у водителей права за нарушения.

Можно только выписать протокол. Сделано это для борьбы с коррупцией. Но где гарантия, что человек действительно пойдет платить штраф, если ему оставили возможность сесть за руль?

Штрафы новые, возмущений вагон

С этого года в стране и новый Кодекс о нарушениях. Документ приняли в 2017-м, но только сейчас, когда вступил в силу, вызвал множество возмущений и нареканий.

В социальных сетях не утихает возмущение по поводу новых штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Часть пользователей грозится выйти на митинги.

Больше всего возмущений из-за штрафов за непристегнутый ремень и езду в состоянии опьянения.

За непристегнутый ремень безопасности в населенных пунктах водителю придется заплатить 1 тысячу сомов, вне населенных пунктов — 3 тысячи. Раньше штраф составлял всего 300 сомов.

За нарушение правил проезда перекрестков, обгона, выезд на запрещающий сигнал светофора, разговор по мобильнику за рулем грозит штраф в 3 тысячи сомов.

За езду в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения штраф для физических лиц — в размере 17,5 тысячи, для юридических — 55 тысяч сомов. За отказ предоставления автомобиля сотруднику экстренных служб — 3 тысячи сомов, отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения — 5,5 тысячи сомов.

Самая главная коллизия — человек садится пьяным за руль, отказывается от освидетельствования и платит только 5,5 тысячи сомов вместо 17,5 тысячи сомов за вождение в нетрезвом виде.

И, как обычно, вдруг выяснилось, что закон несовершенен. Например, все громко кричат, что штраф за пьяное вождение уже 17,5 тысячи сомов, но на самом деле он снизился. Раньше брали 20 тысяч сомов!

Кстати, в конце 2018 года парламентарии внесли в Кодекс о нарушениях норму, по которой штраф за отказ от освидетельствования вырастет до 17,5 тысячи сомов. Просто одобрили только в первом чтении.

«Слишком большая разница в размерах штрафов, налагаемых на физических и юридических лиц. Лучше оформлять все на физическое лицо, и это скоро начнется. В результате уменьшатся налог на прибыль, НДС и другие поступления», — указывает на другую проблему кодекса депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.

Сага про ОСАГО

С февраля 2019 года каждый автовладелец в Кыргызстане должен обязательно получить полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности).

Штраф за отсутствие ОСАГО — 3 тысячи сомов, а где взять полис, неизвестно до сих пор.

Только в начале декабря 2018 года Госфиннадзор вынес на общественное обсуждение проект постановления правительства «Об утверждении минимальных размеров страховых сумм, лимитов ответственности и тарифов страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств».

Со штрафами еще более «веселая» ситуация. 28 декабря 2018 года на общественное обсуждение вынесли проект постановления кабмина об отсрочке взимания штрафов за ОСАГО до 7 августа 2019-го.

У правительства было два года, чтобы урегулировать вопросы с ОСАГО, но решать их начали только в декабре 2018-го, за два месяца до вступления в силу закона.

Сейчас ни страховые компании не знают, по какой системе выдавать полисы, ни правительство не разъясняет вразумительно нововведения. Зато в начале 2019 года несколько автолюбителей сообщили в социальных сетях, что их остановили сотрудники ГУОБДД и грозили штрафом за отсутствие ОСАГО.

Оформить машину тоже нельзя

В ноябре 2018 года Госрегистр запустил новую автоматизированную систему регистрации автомобилей. Новшества ГРС обернулись кучей проблем. Новую систему тестировали ровно месяц.

Первые недели у отделов по регистрации машин были огромные очереди. Люди просто не могли оформить машины.

В ГРС объясняли, что сложности временные. Дескать, надо просто немного подождать и специалисты устранят все недочеты.

К началу декабря наладить работу системы более-менее удалось. Но тут новый сюрприз от правительства — право регистрации авто отдали новой структуре.

В Кыргызстане создали государственное учреждение «Унаа», ответственное за регистрацию автомашин и выдачу водительских удостоверений. В правительстве посчитали, что департамент регистрации транспортных средств и водительского состава и Специализированный центр информационных услуг саботировали работу автоматизированных систем и оптимизацию бизнес-процессов.

А что в результате? Сегодня новой структуры фактически нет. Зато в первый рабочий день 2019 года стали поступать жалобы от водителей на невозможность оформить машину. Возле ДРТСиВС Бишкека утром 8 января очередь из машин достигала трех километров.

Регистрацией пока занимаются сотрудники ГРС, а когда заработает предприятие «Унаа», неясно. Так что автолюбителям остается только гадать, какие еще сюрпризы им готовит правительство.

Популярные новости
Бизнес