В Государственном национальном русском театре драмы имени Ч.Айтматова восстановили спектакль «Каменный гость» по одноименной пьесе А.Пушкина. Несколько лет назад постановка уже шла на сцене театра, но под другим названием - «Агония любви». Ее премьера состоялась 4 декабря 2010 года.
Накануне нам удалось побывать на генеральном прогоне «Каменного гостя», который, признаться, приятно впечатлил. Но обо всем по порядку.
Пушкинский сюжет о встрече человека с потусторонним миром в трактовке режиссера-постановщика спектакля Марата Амираева выстраивается в сложную систему смысловых связей. Исследование человеческих страстей и пороков – главная задача, которую пытаются решить создатели спектакля. Поступки героев пьесы часто не совпадают с образом их мыслей. Главный герой Дон Гуан – сложная, противоречивая личность. В нем соединены отзывчивость, неистребимое жизнелюбие, абсолютное бесстрашие перед лицом смерти. В то же время Дон Гуан, бросая вызов ханжеству и лицемерию мира, живущего по мертвым законам, обрекает на гибель не только себя, но и свою возлюбленную Дону Анну. Герои погибают на пороге счастья.
Цикл коротких пьес А.Пушкина «Маленькие трагедии» хорошо известен многим со школьной скамьи. В 2016-й - Год истории и культуры - думаю, не случайно Марат Амираев предлагает зрителю вспомнить и, возможно, по-новому взглянуть на легендарные драматические коллизии. К воплощению хрестоматийных образов на сцене он привлек известных и начинающих актеров театра: заслуженного артиста КР Болота Тентимышова (Дон Гуан), Галину Кетову (Донна Анна), Владимира Кисляка (Лепорелло), Алину Быкову (Лаура), Евгения Романова (Дон Карлос), Александра Лебедева (монах), Богдана Степанюка, Дмитрия Бондаренко (гости), Яну Колесникову, Кристину Бардакову, Александру Масягину (девушки) и других.
Сценограф Шарип Жайлобаев сумел создать на сцене при минимуме декораций (можно сказать, что их практически нет) пространство трагедии – жанровой и жизненной. Музыкальным оформлением занимался сам Марат Амираев. Лейтмотивом ко всему спектаклю он выбрал звуки африканских барабанов, а для финала подобрал песнопения хора греческих монахов. Все это помогает зрителю выстроить ассоциативный ряд и даже провести параллель с сегодняшним днем.
Пожалуй, впервые за долгое время в спектакле Русского театра актеры (особенно женская половина) блистали в поистине ярких костюмах, напоминающих те, что носили испанцы в эпоху позднего Возрождения. Созданы они художником по костюмам, талантливым модельером Зухрой Мукамбетовой. «Увиденный» ею внешний облик героев «Каменного гостя» позволил постановщику танцев Сергею Стрельцову определить пластический рисунок роли, помочь актерам языком танца выразить чувства: печаль, страх, сочувствие, любовь и другие. Все это выглядит на сцене интересно, уместно и… убедительно.
Марат Амираев в беседе признался, что, готовя постановку, делал ставку на ее главный дуэт – Болота Тентимышова и Галину Кетову. «Мне хотелось, чтобы Болот показал еще одну из граней своего актерского таланта, сыграв Дона Гуана, поглощенного страстью. Его герой сохраняет достоинство и гибнет с именем Донны Анны на устах, впервые, может быть, в мгновение смерти поняв высокий и серьезный смысл жизни и любви. А Галина, как никто другой, может воплотить образ нежной, великодушной, любящей и сострадающей женщины. С ее героиней связана лирическая тема ангельской, небесной души, о которой можно только догадываться», - отметил режиссер.
Вероятно, «Каменный гость», как и другие произведения гениального Пушкина, долгие годы будет интересен зрителю, потому что в нем показаны личности, находящиеся в потоке страстей. Меняются эпохи, жизненный уклад, а стремление человека определить ценность своего взгляда на мир, отстоять его остается вечным.
Фото ИА «24.kg».