В Кыргызской национальной филармонии имени Т.Сатылганова накануне выступил с сольной программой всемирно известный кларнетист и дирижер с мировым именем Валентин Урюпин. Так общественный фонд «Прима», который в течение года радовал ценителей классической музыки, приглашая в Кыргызстан известных исполнителей, завершил концертный сезон 2014–2015 года.
Первое отделение концерта неслучайно было полностью отдано произведениям Петра Чайковского: в этом году мир отмечает 175-летие со дня рождения композитора. Его произведения Валентин Урюпин исполнил вместе с Президентским камерным оркестром «Манас». Стоит отметить, что Валентин Урюпин - самый востребованный и широко известный российский кларнетист молодого поколения. Одновременно он входит в плеяду наиболее перспективных молодых дирижеров, успешно развиваясь в двух ипостасях.
Во втором отделении прозвучали произведения Йорга Видмана, Джоаккино Россини, Бела Ковача, Франсиса Пуленка, Александра Розенблата.
Нечасто в Бишкеке услышишь концерт, в котором главная роль отведена кларнету. Вчера же слушатели сполна насладились виртуозностью, яркой артистичностью исполнения, филигранной артикуляцией и изяществом звуковых нюансов, пластичностью фразировки и великолепной музыкальной формой, которые показал Валентин Урюпин. Его игра полна душевной глубины, музыкант владеет богатой палитрой звука. Не ошибусь, если предположу, что зал вчера практически влюбился в этот удивительно выразительный инструмент – кларнет. Мой вам совет: при возможности обязательно посетите концерт, где солирует этот инструмент. Вы получите невероятное удовольствие и уйдете совершенно умиротворенным.
Накануне концерта Валентин Урюпин ответил на некоторые вопросы ИА «24.kg».
- Как у вас проходит подготовка к исполнению? Что вы выделяете для себя как наиболее важное в процессе работы над уже определенным музыкальным произведением?
- В последнее время важным стало постижение стилевого контекста произведения, понимание того, кто и как писал музыку в данную эпоху, какие существовали условности при записи музыкальных мыслей, прояснение взаимоотношений исполнителя с нотным текстом. Таким образом, рано или поздно я начинаю как бы присваивать себе партитуру, и моя собственная фантазия работает в союзе с автором, а не наоборот, как часто бывает. Что касается частностей, то их всегда бесконечное множество. Есть даже некое количество сочинений (впрочем, небольшое), которые я могу позволить себе почти не повторять или повторять без инструмента и нот, настолько сильно мое сближение с ними.
- Чем обусловлен выбор произведений, которые вы сыграете в Бишкеке?
- Как всегда, факторов несколько: уже запрограммированный дуализм «дирижер – солист», желание раскрыть кларнет и камерный оркестр во всем их многообразии, а также горячее стремление познакомить и подружить бишкекскую публику с актуальной музыкой - написанной совсем недавно, но уже звучащей во всем мире. Ну и, конечно, лишний повод отметить юбилей Чайковского.
- Не трудно ли совмещать в творчестве, в себе как личности музыканта-кларнетиста и дирижера?
- Невероятно сложно. И чем дальше, тем труднее, особенно учитывая мою широкую симфоническо-камерно-оперно-балетную дирижерскую деятельность. Пока получается, и я буду стараться жечь эту свечу с двух сторон и далее.
- Что вы ожидаете от концерта в Бишкеке?
- Большого вдохновения от музыкантов замечательного оркестра. Для этого есть все предпосылки, и это вдохновение не сможет не передаться залу.