00:18
USD 86.80
EUR 91.85
RUB 0.85

Андрей Петухов: Когда люди в работе, им некогда заниматься интригами

Три месяца назад главным режиссером Государственного национального русского театра драмы имени Ч.Айтматова стал заслуженный артист РФ Андрей Петухов. Театральное хозяйство досталось ему не в самом лучшем виде. Но уже в начале мая состоялась премьера спектакля «Не покидай меня…» по пьесе Алексея Дударева. Постановку осуществил новый главреж. Сегодня Андрей Петухов ответил на вопросы ИА «24.kg».

- Как вам работается в Русском театре драмы образца 2015 года?

- Работается, как всегда, сложно. В театре всегда сложно работать. Тем более после какого-то перерыва, когда была возможность немного посмотреть со стороны на все, что происходило. И зачастую происходящее в нем не приносило пользы театру, к сожалению. И сейчас приходится говорить о том, что в театре много новых людей, которые не понимают задачи театра, зачем он нужен, не совсем точно знают свои должностные обязанности, предназначение театра.

- О какой категории людей вы сейчас говорите?

- Я говорю обо всех сферах внутри театра. Потому что профессионалов всегда не хватало, практически во все времена. Но особенно это заметно сегодня: многие люди не знают цели и задачи театра. В этом есть сложность, потому что приходится объяснять, учить, что-то перестраивать. Люди привыкли работать по-другому, не понимая, может быть, всей меры ответственности в общем процессе. Ведь театр – это большая сложная структура, которая работает на одну главную идею – создание высокохудожественного спектакля, который должен быть показан зрителю. Публика приходит, чтобы получить эстетическое удовольствие от увиденного. Одним словом, процесс знакомства, притирки с коллективом продолжается, и он по-прежнему сложен. Кто-то понимает, что я требую, другой – не очень, третий не хочет понимать. Но думаю, что все это в процессе работы встанет на свои места. И главное, для чего мы существуем в этой ипостаси, мы должны выполнять.

- Чем занимались во время своего отсутствия в театре?

- С 2008 года меня просто запретили впускать. Занимался все это время творчеством. Делал разные проекты – собственные и те, в которые приглашали. Впервые ощутил чувство независимости и непривязанности к какому-то конкретному месту и должности. Был рад свободе выбора, которая была. Я мог делать то, что мне интересно. Мне приходилось в одном лице быть и продюсером, и режиссером, и актером зачастую.

- Время вне Русского театра как-то изменило ваш взгляд на него?

- Безусловно. Это уже совсем другой театр. Как говорил классик, иных уж нет, а те далече… Многих моих коллег, с которыми я работал, сегодня нет, а это, безусловно, выдающиеся мастера, которые творили во славу нашего театра. Сегодня всем нужно приложить много усилий для того, чтобы восстановить, развивать и двигать этот театральный механизм дальше. Потому что есть очень хороший потенциал среди молодежи, у них есть стремление учиться, стремление к творчеству. Радует, что они не погрязли в каких-то бытовых вещах, которые существуют в театре, в каких-то интригах. Когда в коллективе есть единство и взаимопонимание, это радует.

- В прессе в последнее время часто обсуждается моральный климат в коллективе. Каков он, на ваш взгляд?

- Я не думаю, что все так плохо. Еще раз повторюсь: когда люди в работе, им некогда заниматься интригами. Чего им делить? Делить роли? По меньшей мере, это глупо. То, что может один артист, не может другой. Назначая в одной и той же работе разных артистов, я понимаю, что в результате будет два разных спектакля. Они не смогут повторить друг друга никаким образом. И это правильно, это нормально. Но я ответственен за то, чтобы их довести до финала и не дать им быть похожими друг на друга. Тогда это творчество, процесс, который они впитывают и понимают.  

Есть, может быть, люди, которые преследуют собственные интересы. Вот это всегда мешает. Такие люди не думают об общем деле, не думают о коллективе. Должна быть коллективная этика. Культуру надо хранить и воспитывать - и в себе тоже, а не переходить на выяснение отношений.

- Проводите ли вы как главный режиссер какую-то работу среди творческого состава по улучшению морального климата?  

- Главный режиссер, безусловно, должен проводить такую работу. Это не только право, но и его обязанность. Зачастую это момент перманентный, когда приходится заниматься какими-то нравоучениями, а иногда нужно собирать коллектив, разговаривать на темы этики, которые волнуют не только меня.

- С чем вам сейчас легко, а с чем трудно работать?

- Легко работать с актерами, которые готовы работать, хотят работать и выпускать качественный продукт. Сложнее с теми, кто не понимает еще каких-то основополагающих вещей, которые должны быть в театре. Приходится их переучивать, переубеждать. Мы говорим об актерах и о тех сотрудниках, кто занимается выпуском спектаклей – обслуживающем персонале, администрации.

Есть огромная сложность в том, что театр разрушен как архитектурный памятник, и никому нет до этого дела. Тем немногим зрителям, которые помнят его прежний вид, приходится отыскивать вход на Малую сцену… Когда в 2008 году меня перестали пускать в театр, он еще являлся самой лучшей театральной площадкой в городе. Потому что мы первые имели компьютерное сценическое освещение, у нас был приличный звук, работали абсолютно все цеха, которые выпускали декорации, костюмы, бутафорию… Мы все делали в театре. У нас хранились старые декорации, которые мы могли использовать, переделывая их. Вопрос о том, что сейчас в театре нет профессионального сценического оборудования, поднимался уже не один раз. Но при этом нам необходимо выпускать спектакли, отвечающие лучшим образцам современного искусства.

- Недавно состоялась премьера военного спектакля «Не покидай меня…». Как вы оцениваете эту работу?

- Работа была очень непростая. И не потому, что она была первой после моего возвращения, а потому что она делалась в короткий срок. За полтора месяца нужно было успеть сделать все, в том числе довести актерский состав до той черты, когда понимание и воплощение характера образа дает свободу творческого полета. В этом была сложность. Я ожидал, может быть, и худшего, но в силу того что актеры были отзывчивы и горели желанием выполнить все очень сложные творческие задачи, нам удалось осуществить достойную постановку, посвященную 70-летию Великой Победы. Считаю, что спектакль получился.

- Зал, к сожалению, был неполон во время премьеры… Как вернуть зрителя в театр?

- Это вопрос не сиюминутный. Конечно, отсутствие рекламы и неумение привлечь публику - вопрос в большей мере касается администрации… Но в одночасье вернуть зрителя в театр невозможно. Это должен быть длительный процесс, потому что когда мы этим занимались на протяжении многих лет, мы растили зрителя с самого маленького возраста. Нужно время. И если сегодня в театре мало зрителей, значит, какое-то время никто в нем не занимался этим процессом.

- Какой будет репертуарная политика Русского театра драмы на ближайшее время?  

- В этом сезоне мы занимаемся восстановлением некоторых прежних спектаклей. К закрытию сезона и юбилею драматурга Мара Байджиева планируем поставить его пьесу на Малой сцене. В следующем сезоне, в ноябре, театру исполняется 80 лет, и мы будем активно готовиться к юбилею. Помимо этого есть договоренность с приглашенным режиссером, который должен осуществить одну из планируемых работ. Репертуарная политика, как она строилась когда-то, будет строиться и сейчас. Безусловно, в первую очередь это лучшие образцы драматургии русской и зарубежной классики. Сегодня, к сожалению, нет ни одного спектакля по произведениям Чингиза Айтматова. Нам очень важно, чтобы в репертуаре театра были его произведения.

Обязательно будут постановки современной драматургии, но прежде мы попробуем изучить зрительский интерес, какие темы волнуют молодое поколение. Для этого будем практиковать читки пьес, приглашая зрителей к обсуждению и диалогу. А также новые спектакли для наших маленьких зрителей.

- Назовите три причины, по которым в театр нужно ходить обязательно.

- Самая главная причина: ни один вид визуального искусства (кино, телевидение) не дает той сиюминутности возникновения эмоций, энергетической взаимосвязи, которые происходят между актерами и зрителями. Ведь театр – живое чудо.

Вторая причина: в нашей республике Русский театр драмы один. Третья: посещение театра должно быть нормой жизни. Это когда образованный человек не может не ходить в театр. Очень хочется, чтобы наш город в плане культуры интенсивно развивался. Когда власти поймут, что основу духовности составляют культура и образование и ими надо заниматься для процветания общества, тогда поход в театр станет нормой жизни. 

Бизнес