В мае сразу два интернет-провайдера — «Акнет» и «Мегалайн» — прекратили сотрудничество с терминалами «Мобильник» и «Киви». История получилась скандальная. Но до сих пор непонятно, на чьей стороне правда.
С чего начинались проблемы
Проблемы начались пару месяцев назад. Клиенты «Акнета» столкнулись с тем, что привычной суммы на оплату тарифа не хватает. Провайдер объяснил, что комиссия за услугу выросла до 20 сомов.
В социальных сетях появилось сообщение, что повышение на 20 сомов — не последнее. Дальше комиссия может вырасти до 60 и даже 90 сомов.
Масла в огонь подлили и действия интернет-провайдера. В течение месяца он предупреждал абонентов о том, что с 1 июня оплатить услуги они смогут только через терминалы двух коммерческих банков.
Похожая ситуация и с «Мегалайном». Правда, невозможность оплатить за его услуги в терминалах объяснялась техническими проблемами. Только вот после 1 июня и второй крупный провайдер отказался от услуг «Мобильника» и «Киви». Абоненты уверены — всему виной непомерные аппетиты операторов платежных систем.
Крайними остались абоненты
Хуже всего пришлось абонентам. Именно им теперь приходится искать новые терминалы, пользоваться услугами банков. Одни с пониманием отнеслись к изменениям и остались на стороне провайдера. Люди готовы изменить привычную систему расчетов за Интернет, лишь бы не переплачивать.
Другие остались недовольны поведением провайдера. Они считают, что ему стоило подумать в первую очередь о клиентах.
«Чтобы заплатить за «Акнет», пришлось бегать по всем окрестностям в поисках терминала, принимающего оплату. Кое-как через знакомых по «Эльсом» заплатила. Сама пользуюсь «Мобильным кошельком». За что такие неудобства? Надеюсь, в следующем месяце продлите контракт с терминалами?» — возмущалась одна из абоненток.
Но «Акнет» стоял на своем — продления контракта не будет. Операторы платежных систем решили повысить комиссию в три раза, а потому отношения с ними прекращены.
Платежные системы ни при чем?
Глава Ассоциации платежных систем Руслан Алишев рассказал ИА «24.kg», что планов повысить комиссию за оплату Интернета в три раза, до 60 или 90 сомов, не было. Он признал, что между провайдерами и платежными системами были переговоры.
«Насколько я знаю, компания «Акнет» обращалась к операторам платежных систем с просьбой снизить комиссию. Но какие были условия переговоров, неизвестно. Логика проста: если комиссия понижается, то давайте где-то разговаривать о возмещении. Видимо, договориться не удалось. Более того, договор закончился, и сейчас прием платежей сторонами не осуществляется», — рассказал Руслан Алишев.
Большая часть комиссий за услуги не меняется на протяжении десяти лет.
Руслан Алишев
Чтобы убедиться в неизменности тарифов, он предложил попробовать заплатить через терминалы за Интернет других провайдеров. Комиссия останется прежней.
«Я вам скажу честно. Невозможно просто взять и повысить цену, потому что так захотелось. Никто так не будет делать. На рынке конкуренция большая. Много платежных систем представлено. Если одна компания установит высокую комиссию, то потеряет клиентов», — отметил глава ассоциации.
Платежники считают, что говорить о сговоре тоже не приходится. Есть антимонопольное законодательство и Национального банка. Он может в случае чего и санкции применить.
«Даже если предположить, что операторы платежных систем решили повысить цену, то они не стали бы этого скрывать. О любом изменении оператор уведомляет клиента при совершении платежа. Такие случаи были. При этом клиента заранее предупреждали о готовящихся изменениях тарифов в связи с такими-то условиями. А в нынешней ситуации информации нигде не было, значит, она не соответствует действительности», — заключил Руслан Алишев.
Что скажет регулятор?
Отметим, что за работой всех платежных систем в Кыргызстане следит Национальный банк. В НБ КР ИА «24.kg» сообщили, что контролируют общее состояние сферы, определяют риски, которые могут угрожать бесперебойности и эффективности платежной системы и устанавливают правила работы систем.
Национальный банк может устанавливать ограничения по формированию тарифов оператором платежной системы. Но делает это в случаях, когда оператор нарушает законы Кыргызстана.
Так, если повышение тарифов обусловлено пунктами договора двух хозяйствующих субъектов и не противоречит законодательству, Нацбанк вмешиваться не будет. Но в случае нарушения антимонопольного законодательства НБ КР может установить ограничения по формированию тарифов. При этом позиция Национального банка как регулятора, учитывающего права потребителей, выражается в поддержке ведения операторами взвешенной и обоснованной политики ценообразования.
Нацбанк может выдать предписание, наложить штраф, временно приостановить или отозвать лицензию у оператора платежной системы.
Казалось бы, нынешняя ситуация — именно тот случай, когда нужно вмешательства регулятора. Но Нацбанк делать что-либо не спешит. Оказалось, все просто. В Национальный банк не поступало жалоб от населения на повышение комиссии за оплату услуг через платежные терминалы.
«Взаимоотношения между двумя хозяйствующими субъектами, включая вопросы тарифов, устанавливаются в двусторонних договорах и регулируются Гражданским кодексом. В соответствии с текущей деятельностью платежных организаций есть получаемая ими комиссия, установленная двумя субъектами деятельности в процентном соотношении от суммы платежа, которая не влияет на сумму оплачиваемой населением комиссии, являясь предметом двухсторонних отношений», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ведомства.
Проще говоря, нежелание двух предпринимателей договориться — еще не повод для санкций со стороны государства. А в разборках двух сторон правого так и нет. Каждый остался при своем. Кроме абонентов.