00:18
+23
USD 68.46
EUR 82.06
RUB 1.18
Экономика

Дороги.kg. Made by «China»

Более 20 лет Кыргызстан получает кредиты и гранты на восстановление главных транспортных артерий. Одним из основных подрядчиков является China Road and Bridge Cо (CRBC). С некоторых пор имя компании на слуху не из-за реализованных проектов, а из-за скандалов.

 

Напомним, CRBC предоставила дорогой внедорожник бывшему министру транспорта и дорог. ИА «24.kg» решило подробнее узнать, что это за щедрая компания и как она работает.

 

Собака лает, караван идет

 

Дорожная сеть страны находится в кризисном состоянии, что является серьезным препятствием на пути социально-экономического развития. В целях сохранения и улучшения региональных дорожных коридоров, которые обеспечивают практически единственный способ доступа Кыргызстана к региональным рынкам товаров, услуг, связи между основными экономическими центрами внутри страны, правительством не только разработана стратегия развития дорожного сектора, но и предпринят ряд мер для решения накопившихся в секторе проблем.

 

В реализации этих задач активно участвует государственная китайская корпорация с ограниченной ответственностью по строительству дорог и мостов (CRBC). Она утверждена комитетом по надзору и управлению государственной собственностью при Госсовете КНР в 1958 году. В настоящее время является одним из четырех крупнейших внешнеэкономических предприятий Китая.

 

CRBC является генеральным подрядчиком в отечественных и международных проектах по строительству автодорог, мостов, тоннелей, аэропортов и портов, по проведению изысканий и проектирований, по оказанию консультативных и надзорных услуг.

 

 

Компания уделяет внимание новым технологиям, которые использовались при строительстве шоссе Таджикистан – Узбекистан, реконструкции китайско-пакистанской магистрали в Каракорум, расширении порта Мавританской дружбы, моста Земун-Борка в Сербии.

 

В начале 2000-х годов корпорация стала одним из 500 сильнейших предприятий мира. В ней работает более 30 тысяч человек, создано 15 дочерних компаний и 50 зарубежных представительств в Азии, Европе, Африке и Южной Америке.

 

Наличие филиалов по всему миру помогает ей выигрывать тендеры на многомиллиардные проекты. Только в 2013 году CRBC заключила коммерческие контракты на $7 миллиардов.

 

От городских улочек до магистралей

 

Представительство компании в Кыргызстане открыто в 2002 году. Большинство дорожных проектов выполняет CRBC. Только с 2013 года в республике выполняется 18 проектов в сфере транспорта и коммуникаций на $2,9 миллиарда. 

 

China Road and Bridge Cо задействована в реабилитации:

 

  • автодороги Бишкек - Ош;
  • транспортного коридора Китай – Кыргызстан - Узбекистан;
  • автодороги Бишкек – Нарын - Торугарт.  

При поддержке Всемирного банка в Бишкеке реализован проект «Городской транспорт». Общая протяженность отремонтированных дорог составила 63 километра. Азиатский банк развития выделил деньги на реабилитацию 54 километров дорог в Оше.

 

На строительство первого участка автодороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан на территории КР протяженностью 17,74 километра правительство КНР выделило грант в 60 миллионов юаней.

 

 

Европейская комиссия финансирует строительство дороги Ош - Исфана в объезд таджикских анклавов в Баткенской области.

 

Китайская компания завершила реабилитацию южного транспортного коридора Ош – Сарыташ - Иркештам по схеме «Ресурсы взамен инвестиций».

 

Помимо выполнения этих проектов, CRBC за свой счет подготовило технико-экономическое обоснование для строительства железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

 

Кредиты, гранты, долги…

 

  • На строительство дороги Бишкек – Нарын – Торугат АБР выделил $44 миллиона в виде гранта, $83 миллиона – кредита. Экспортно-импортный банк Китая предоставил займ в $200 миллионов, Агентство кредитных гарантий - $72,3 миллиона. 
  • Реабилитацию трассы Ош – Баткен – Исфана также спонсирует ЭИБК, предоставив кредит в $91,4 миллиона. Европейская комиссия на строительство дороги выделила грант в 6,3 миллиона евро, Всемирный банк - $41 миллион, Европейское сообщество – грант в 8,6 миллиона евро, ЕБРР - $35 миллионов. 
  • Реконструкция дороги Бишкек – Ош (фаза IV) еще не начата. Тендерная комиссия до сих пор не может определить подрядчика. Но финансирование уже открыто. АБР выделил $65 миллионов в виде кредита и грант в $35 миллионов, ЕАБР - $60 миллионов, правительство КР - $34,8 миллиона. 
  • Строительство альтернативной дороги Север – Юг спонсирует ЭИБК, предоставив кредит в $698 миллионов.

Это лишь малая часть крупнейших проектов, в которых задействована китайская корпорация. Наиболее важным, безусловно, является альтернативная трасса Север – Юг. В результате будет создан дополнительный непрерывный автотранспортный маршрут между севером и югом страны, который географически разделен от имеющегося маршрута Бишкек - Ош горными хребтами. Данный маршрут будет пролегать в большой отдаленности от линии государственных границ с соседними государствами, что важно для безопасности страны.

 

 

Кроме того, будет обеспечен доступ к месторождениям полезных ископаемых и освоению земель и сельскохозяйственных угодий в Тогуз-Тороуском, Ак-Талинском, Джумгальском, Кочкорском районах, что представляет большой интерес для местного населения и инвесторов, которые заинтересованы в переработке сельскохозяйственной продукции.

 

Соединение данной дороги с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистана - на юге позволит создать сквозной транзит по маршруту Россия – Казахстан – Кыргызстан - Таджикистан в обход Узбекистана, что приобретает особую актуальность после вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

 

Сквозной маршрут позволит КР выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнения обязательств в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. В 2014 году Минтранс уже приступил к реализации фазы I.

 

По данным Министерства транспорта, с 1996 года реализовано 40 проектов по строительству дорог на $2,4 миллиарда. China Road and Bridge Cо выполняет или уже выполнила работы по 16 проектам более чем на $1,3 миллиарда. 

 

Справедливости ради отметим, что все дороги в Кыргызстане строятся за счет кредитных средств, а проекты находятся под пристальным наблюдением международных доноров, что в свою очередь гарантирует соблюдение международных строительных норм и стандартов. Однако по завершению проектов дороги передаются в ведение Минтранса. Обслуживанием занимаются местные дорожные управления. В результате такого обслуживания многие трассы после 10-15 лет вновь требуют серьезного ремонта или реконструкции. Может, чиновникам стоит задуматься над этим? Тем более те же доноры предлагают готовые программы, но реализовывать их никто не горит желанием.

Популярные новости
Бизнес