Экс-глава кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров опубликовал пост на Facebook, где высказал свое мнение о новой тарифной политике президента США Дональда Трампа.
Он напомнил, что 2 апреля 2025 года президент США Дональд Трамп объявил о новом экономическом порядке.
«Он назвал это «Днем освобождения», но, по сути, это стало экономическим землетрясением, которое уже меняет глобальный рынок. С 5 апреля США вводят дополнительную 10-процентную пошлину на весь импорт — вне зависимости от страны происхождения. С 9 апреля вступают в силу повышенные «взаимные» тарифы — до 54 процентов для государств, которые Вашингтон считает «нечестными торговыми партнерами». То есть у Кыргызстана +10 процентов пошлина на экспорт в США. Это барьер или конкурентное преимущество?» — задается вопросом экс-чиновник.
Чтобы понять масштаб, Акылбек Жапаров приводит немного фактов:
- импорт США в 2024 году — $3,4 триллиона;
- импорт из Китая в США — $620 миллиардов.
«После введения тарифов китайские товары становятся менее конкурентоспособными на 20-35 процентов — не из-за формальной ставки, а из-за общей структуры затрат, логистики, переоценки контрактов и страховки рисков. Теперь представьте: часть этого рынка высвобождается. Освобождается для кого-то другого. А теперь цифры по Кыргызстану:
- импорт в 2024 году — $12 миллиардов;
- экспорт — $3,8 миллиарда;
- торговый оборот — $16 миллиардов», — приводит он статистику.
По мнению бывшего главы кабмина, это шанс для КР.
«У нас низкий тариф — минимальный в новой системе координат, удобное положение между КНР, ЕАЭС и Южной Азией, низкие производственные издержки и доступ к региональным рынкам. И главное — мы небольшие и мы мобильны, у нас есть мотивация встроиться в новые цепочки поставок, пока крупные игроки перегруппируются.
Что нужно делать уже сейчас:
1. Предложить производителям из Азии реальные условия: локализация, упаковка, маркировка, реэкспорт.
2. Создать зоны «экспортной сборки» под требования США.
3. Инвестировать в логистику, таможенную простоту, сертификацию.
4. Разработать экспортную стратегию «через Кыргызстан» для внешних партнеров.
5. Поддержать местных предпринимателей, готовых играть в глобальной лиге.
6. Освободить от налогов производителей, которые готовы ориентировать свою продукцию на экспорт в США.
Пока одни видят угрозу, другие строят экспортные каналы. Пока одни подсчитывают потери, другие наращивают производство. Теперь вопрос к КР: будем ли мы на новой экономической карте мира?» — резюмировал он.