Заместитель управляющего директора МВФ Бо Ли в интервью 24.kg рассказал о проблемах и возможностях для экономики Кыргызстана. Он рассказал об экономической стабильности, привлечении инвесторов и создании рабочих мест для молодежи, и отметил, что стране надо проводить реформы и развивать частный сектор.
— Какие шаги, по вашему мнению, может предпринять правительство Кыргызстана для обеспечения устойчивого экономического роста с учетом зависимости страны от импорта и денежных переводов?
— Благодаря эффективным мерам Кыргызская Республика успешно справлялась с различными вызовами, которые возникали перед ней за последние несколько лет. Результатом стали высокие экономические показатели. Рост экономики за первую половину 2024 года превысили 8 процентов, что является одним из самых высоких показателей в регионе, инфляция при этом снизилась до отметки около 4 процентов.
Тем не менее внешние риски, связанные с изменениями в международной экономике и торговых потоках, по-прежнему высоки.
Чтобы сохранить макроэкономическую стабильность, необходимо придерживаться сбалансированной экономической политики и иметь достаточные буферные резервы.
Бо Ли
Укрепление независимости центрального банка поможет повысить доверие к нему, а гибкий обменный курс будет важным инструментом для защиты экономики от внешних шоков. Реформа налоговой политики и администрирования вместе с рациональным расходованием бюджета создадут возможность для увеличения финансирования приоритетных направлений, включая климатическую политику.
Такие проекты, как Камбаратинская ГЭС-1 и строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, могут значительно укрепить связи в регионе в энергетике, сферах водных ресурсов и транспорта. Однако успешная реализация этих проектов зависит от способности страны сохранить достигнутые успехи в обеспечении макроэкономической стабильности, включая устойчивость государственного долга.
Текущий период экономического подъема дает возможность для проведения структурных реформ, поскольку они обычно приносят наибольшие дивиденды для роста именно в такие периоды.
Бо Ли
Приоритетные реформы включают в себя борьбу с коррупцией, совершенствование государственного управления и повышение прозрачности, сокращение присутствия государства в экономике, в том числе в форме госпредприятий, укрепление основ конкуренции на рынках и социальную защиту населения. Данные реформы также укрепят устойчивость страны к изменению климата.
— Как МВФ оценивает состояние финансовой системы Кыргызстана? Какие реформы могли бы способствовать повышению ее устойчивости?
— Банковский сектор демонстрирует устойчивость, а системные риски сдерживаются. Банки сохраняют высокий уровень ликвидности и капитализации, качество активов улучшилось, а показатели доходности остаются высокими. Тем не менее неопределенность, возросшая на фоне волатильности внешнеэкономической конъюнктуры, требует бдительного надзора со стороны Нацбанка КР. Для этого у него есть все необходимые инструменты.
— Какие меры поддержки МВФ мог бы предложить Кыргызстану для стимулирования развития промышленности и привлечения инвестиций?
— Наилучший путь для полного раскрытия экономического потенциала Кыргызстана, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест для молодого населения — это укрепление макроэкономической стабильности и проведение рыночных реформ. Только частный сектор способен привлечь нужные инвестиции и создать достаточно рабочих мест, чтобы удовлетворить потребности молодежи страны.
МВФ продолжит поддержку этих инициатив, предложит консультации по вопросам экономической политики, техническую помощь и финансовые ресурсы для достижения долгосрочной стабильности и устойчивого роста.
— На ваш взгляд, с какими основными вызовами страны Центральной Азии будут сталкиваться? Какие возможности перед ними откроются в ближайшие 5-10 лет? Как МВФ планирует реагировать на эти изменения?
— В последние несколько лет страны Центральной Азии продемонстрировали высокую устойчивость, проведя свои экономики через неспокойные времена. Решительные меры экономической политики и активная международная поддержка, в том числе со стороны МВФ, привели к быстрому восстановлению экономики. В 2023 году рост в регионе составил 4,9 процента. Инфляция и государственный долг в значительной мере взяты под контроль.
Тем не менее риски остаются высокими. Как и другие страны, Центральная Азия сталкивается с такими серьезными проблемами, как политическая напряженность, изменение климата и сложности в международных экономических отношениях.
Бо Ли
Хорошие экономические условия, существующие в настоящее время, позволяют не только поддерживать макроэкономическую стабильность, но и направить регион к долгосрочному развитию. Это можно достигнуть за счет укрепления региональной интеграции, инвестиций в физическую и цифровую инфраструктуру и человеческий капитал, коллективных усилий по повышению устойчивости к изменению климата.
Страны Центральной Азии могут улучшить уровень жизни, проводя структурные реформы, которые создадут лучшие условия для бизнеса и повысят производительность. Это также поможет развить частный сектор и стимулировать экономический рост, одновременно улучшая управление и экономическую эффективность.
— Как вы оцениваете нынешнее сотрудничество между странами Центральной Азии и МВФ. Что еще можно сделать для их укрепления? Какие конкретные проекты или инициативы Фонда в Центральной Азии вы считаете наиболее успешными и почему?
— МВФ с первых дней независимости стран Центральной Азии последовательно поддерживает их, предлагает рекомендации по экономической политике, финансирование и техническую помощь. Это направлено на обеспечение устойчивого роста, сокращение бедности и укрепление потенциала стран.
Наши рекомендации по экономической политике для стран региона основаны на последних исследованиях и взаимодействии с различными заинтересованными сторонами. Мы предоставляем поддержку для финансирования платежного баланса и бюджета, когда это необходимо. Например, наша помощь во время пандемии COVID-19 помогла справиться с кризисом и начать процесс восстановления.
Чтобы усилить нашу поддержку, мы создали Региональный центр развития потенциала для Кавказа, Центральной Азии и Монголии. Он предоставляет техническую помощь и тренинги, направленные на укрепление институтов и внедрение эффективной экономической политики. Это подтверждает нашу приверженность развитию региона.