Министерство финансов Кыргызстана озаботилось ситуацией в сфере продажи, скупки, добычи и вывоза золота и разработало проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам драгоценных металлов и драгоценных камней». Документ вынесен на общественное обсуждение.
Минфин предлагает ужесточить наказание за нарушения.
По данным ведомства, в 2022 году ювелирную промышленность страны представляли 1 тысяча 275 субъектов предпринимательства, в том числе 525 юридических лиц и 750 физических. Из них в сфере закупа шлихового золота и золотосодержащего концентрата разрешение получили всего 85. При этом реализацией и скупкой заняты 637 субъектов, остальными видами деятельности занимаются 553.
По результатам мониторинга число предпринимателей, фактически занимающихся реализацией и скупкой ювелирных изделий из драгметаллов, составило приблизительно 700 человек, из которых более половины не состоят на специальном учете.
Анализ показал, что большинство предпринимателей занимается реализацией драгметаллов и изделий без образования ИП и оплаты налогов в бюджет.
В министерстве также отметили: при визуальном осмотре магазинов до и после проверок установлено, что количество ювелирных изделий, находящихся на реализации, примерно втрое больше, чем количество изделий, находящихся в день проверок. Это дает основание полагать о присутствии на рынках республики изделий, реализуемых без оттисков государственного клейма, которые могут быть завезены в КР контрабандным путем.
Наиболее часто повторяющимися нарушениями в сфере операций с драгоценными металлами и камнями являются продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов без оттисков государственных пробирных клейм или с поддельными клеймами, неведение учета движения драгметаллов.
Минфин считает, что приведенные данные свидетельствуют о наличии потенциальных угроз, значительных объемах увода в тень деятельности и невыполнении требований законодательства, регулирующего сферу операций с драгоценными металлами и камнями, а также о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.
Для изготовления ювелирных и других изделий производители вправе осуществлять скупку драгоценных металлов и камней, также добытых путем старательской добычи, шлихового золота, лома ювелирных изделий, дисков из драгметаллов для зуботехнической продукции и их лома.
На сегодня ведомство выдало 86 разрешений на открытие золотоприемных касс для сдачи старателями шлихового золота, за исключением единиц. Остальные уже на протяжении от двух лет и более сдают нулевые отчеты по скупке и реализации шлихового золота.
В Министерстве финансов уточняют: есть проблемы и в части учета, надзора и контроля за операциями с драгметаллами субъектов предпринимательства при осуществлении ими почтовых перевозок из/на территорию Кыргызской Республики, что влечет к незаконным (теневым) операциям.
Чтобы эта работа была прозрачной, предлагается усилить меры ответственности к правонарушителям законодательства, в том числе в деятельности золотоприемных касс и индивидуальных старателей по закупке и реализации шлихового золота и золотосодержащего концентрата.
С учетом дорогих цен на изделия из золота и импорта каждой партии изделий на крупные суммы необходимо иметь рычаг для контроля оборота на рынке.
Инициаторы законопроекта считают, что установление более строгой меры наказания для предпринимателей, работающих в ювелирной сфере и золотодобыче, повлечет необходимость с их стороны соблюдать законы и правовые предписания.