22:10
USD 87.00
EUR 90.44
RUB 0.86

Как не стать жертвой мошенников. Главные советы от Национального банка

Фото пресс-службы Нацбанка. Начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Мирсудин Исаев

В последнее время в Национальный банк начали регулярно поступать жалобы граждан, ставших жертвами мошенников. Они представляются по телефону сотрудниками коммерческих банков, самого Национального банка, правоохранительных органов. В ход идут все возможные идеи.

В интервью 24.kg начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Мирсудин Исаев рассказал, как себя защитить от злоумышленников, какие ошибки чаще всего совершают граждане, столкнувшись с мошенниками, и почему нужно относиться осторожно даже к звонкам вроде бы с официальных номеров комбанков либо других учреждений.

— Сколько обращений поступило в Национальный банк от граждан по фактам мошенничества?

— С апреля 2024 года в отдел по защите прав потребителей Национального банка поступило порядка 30 письменных обращений от граждан, пострадавших от действий мошенников. Кроме того, в общественную приемную Национального банка пришло 25 телефонных звонков с сообщениями о мошенничестве, еще порядка 20 аналогичных обращений пришло на официальный WhatsApp-канал НБ КР.

— Какие основные жалобы?

— К сожалению, приходится констатировать, что с развитием технологий совершенствуются и методы обмана населения. Для хищения денег у граждан мошенники используют изощренные сценарии, которые регулярно обновляются.

Основной тренд сегодня — многоходовые схемы. 

Мирсудин Исаев 

Сначала человеку звонит якобы сотрудник коммерческого банка и сообщает о попытках или оформлении третьими лицами онлайн-кредитов от его имени. Следом подключается мнимый сотрудник Нацбанка, который под предлогом спасения денег предлагает жертве перевести их на «безопасный, защищенный» счет. При этом номера у злоумышленников могут быть фейковыми.

Мошенники уведомляют о различных операциях, которые якобы проходят по счету, запрашивают конфиденциальную информацию, также могут попросить перевести денежные средства на сторонний реквизит либо оформить кредит и также перевести на сторонний реквизит.

Для убедительности мошенники отправляют кыргызстанцам поддельные документы, включая фейковые удостоверения.

Особенно актуальным на сегодня становится мошенничество по WhatsApp, когда незнакомцы пишут гражданам по мессенджеру, представляются также работниками банков и просят подключиться по видеозвонку. Цель злоумышленников — просмотр конфиденциальной информации в телефоне жертвы. Поэтому ни в коем случае нельзя включать видеотрансляцию при разговоре с незнакомыми лицами.

— Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не попасть в руки мошенников?

— Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать простые правила безопасности:

  • никогда не разглашать никому конфиденциальную информацию (ПИН-коды, пароли, CVV и другое) по телефону и WhatsApp;
  • всегда проверять подлинность звонков и сообщений, связываясь с банком напрямую через официальные каналы.
  • не переходить по сомнительным интернет-ссылкам, тем более не вводить там личные данные;
  • не подключать видеотрансляцию в телефоне при разговоре с незнакомцами;
  • быть осторожными при использовании банковских карт в общественных местах;
  • следить за состоянием своих счетов и уведомлениями банка.

— А если номер звонящего совпадает с официальным номером Национального банка или моего комбанка, как понять, что звонят мошенники?

— Если возникли сомнения при разговоре с собеседником, немедленно прервите разговор, перезвоните на номера, которые указаны на официальных сайтах той или иной организации, от лица которой вам звонят.

Необходимо помнить, что Национальный банк никогда не запрашивает данные у граждан по телефону и не просит перевести деньги на «безопасные» и другие счета.

Помните: Национальный банк не обслуживает физических лиц и не проводит денежные расчеты с населением. НБ КР призывает граждан быть осмотрительными и осторожными, не вестись на мошеннические действия неизвестных и не предоставлять кому-либо свои личные данные.

— Какие основные ошибки совершают граждане, что становятся жертвами мошенников?

— К сожалению, чаще всего жертвы злоумышленников, поверив мошенникам, сами добровольно передают им свои персональные данные и лишаются денег. В таком случае банки не несут ответственность за утерю пользователем конфиденциальной информации, передачу им личных данных при использовании непроверенных интернет-ресурсов, а также за транзакции, осуществленные через мошеннические сайты.

— Как нужно действовать, чтобы вернуть деньги с карты?

— При потере денег, включая электронные кошельки и денежные переводы, нужно немедленно сообщить в банк о происшествии, попросить банк заблокировать карту или счет, после чего обязательно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

— Чем может помочь Нацбанк? В каком случае нужно обращаться к вам, а в каком сразу в правоохранительные органы?

— Мошенничество или кража относятся к уголовным деяниям. Это сфера деятельности правоохранительных органов. Граждане могут обращаться в Национальный банк с вопросами, связанными с его деятельностью, поднадзорных ему финансово-кредитных учреждений и с жалобами на нарушение их прав.

Национальный банк на постоянной основе ведет работу, направленную на защиту прав потребителей банковских и платежных услуг. 

 Отдел по защите прав потребителей рассматривает каждое обращение в индивидуальном порядке, запрашивает у банков необходимую информацию по транзакциям и по итогам рассмотрения направляет ответ заявителю.

При обращении подозрительных лиц (по телефону или другим каналам связи) по вопросам, входящим в компетенцию Национального банка, рекомендуем обращаться в Национальный банк по электронной почте mail@nbkr.kg или по телефону: +996312610486, W\A 0501890000.

Популярные новости
Бизнес
24 декабря, вторник