Уходящий год стал для экономики Кыргызстана испытанием на прочность. Отечественное производство, чего греха таить, и раньше не отличалось хорошим здоровьем, а тут и вовсе стало дышать на ладан. Из-за евразийского вектора экономика страны лишилась китайского реэкспорта. А тут еще масла в огонь подлили скандалы вокруг золотых месторождений да берущий штурмом валютный олимп доллар. ИА «24.kg» продолжает подводить экономические итоги 2015 года.
Валютный беспредел
Триумфальное шествие доллара началось еще в 2014 году. Тогда он подорожал на 17,1 процента, достигнув к 1 января 2015-го цены в 58,9 сома. Кто ж знал, что к концу этого года о таких цифрах на табло обменных пунктов мы будем только мечтать.
Скачки «американца» начались практически сразу после новогодних праздников. К 8 января доллар стоил 59,8 сома. Через четыре дня валюта превысила психологическую отметку в 60 сомов. Тогда остановить скачок помогли интервенции Национального банка. Но к концу первого квартала 2015 года доллар все-таки вырос до 63-63,4 сома. Второй квартал характеризовался падением валюты. После майских праздников доллар больше чем по 58,5-58,6 сома не продавался. Это вынудило Национальный банк вновь выходить на валютный рынок, теперь уже скупая доллары. Интервенции дали о себе знать. «Американец» быстро отыграл позиции и к концу первого полугодия стоил 62,2-62,4 сома. На этой позиции он бы и держался до конца года, если бы снова не «порадовали» соседи из Казахстана.
К концу августа, когда большая часть населения наслаждалась отпусками на берегу Иссык-Куля, правительство РК объявило о том, что переходит к режиму плавающего курса тенге. К слову, именно этого режима Кыргызстан придерживается с первых лет независимости. Ранее такое же решение приняли власти Китая и России. Однако валютная паника у соседей только спровоцировала очередную атаку на кыргызский сом. К вечеру 20 августа доллар достиг рекордных 70 сомов. При этом особого ажиотажа в обменках не было, и уже через пару дней благодаря относительной стабилизации обстановки в Казахстане и интервенциям Национального банка КР доллар вернулся к 64 сомам.
К концу сентября он вновь оказался на августовских отметках. С 23 октября начался новый виток удорожания валюты. Своего пика он достиг через месяц, 28 ноября: 78-79 сомов за $1. В Национальном банке назвали происходящее спекуляцией и даже нашли виновного. Паническую атаку, по версии НБ КР, спровоцировал казначей филиала «ФинансКредитБанка». Как бы там ни было, но остановить рост валюты смогли лишь интервенции. В итоге к началу декабря доллар установился на отметке 75,6-76 сомов. При этом за последний месяц года Национальный банк 11 раз выходил на рынок, продав в общей сложности $20 миллионов 650 тысяч.
С начала года курс доллара в Кыргызстане вырос на 28,9 процента. Такое развитие событий вынудило правительство принимать пожарные меры. Национальный банк предложил запретить выдачу населению ипотечных и потребительских кредитов в долларах, а правительство и вовсе планирует заставить всех указывать цены на товары и услуги исключительно в национальной валюте. Насколько идея реализуема, покажет время. Но ясно одно, что такие меры необходимы, чтобы снизить психологическую зависимость граждан от иностранной валюты. Другой вопрос, что делается это, как всегда, в самый неподходящий момент. Ведь пока доллар не подорожает, правительство про это и не думает.
От Кумтора до Джеруя
Главное богатство Кыргызстана – его недра. Именно в горнодобывающей отрасли в этом году наблюдаются успехи. Самыми прибыльными традиционно остаются золоторудные месторождения. Но они же и самые скандальные.
Так, пляски вокруг реструктуризации проекта «Кумтор» не прекращаются последние несколько лет. В баталиях за месторождение полегли не один премьер и правительство. В 2015 году ждали завершения переговоров по созданию совместного предприятия по разработке месторождения. Это был бы логический конец истории. Но нет, оказалось отточие. После того, как канадская «Центерра» опубликовала отчет, в котором запасы золота на Кумторе снижались, правительство Джоомарта Оторбаева приостановило переговоры по СП.
Вернее, даже не кабинет министров, а сам Джоомарт Оторбаев вдруг придумал новый вариант решения проблемы – сменить совет директоров «Центерры». Результатом стала отставка директора Фонда по управлению госимуществом Дуйшенбека Ирсалиева и главы ОАО «Кыргызалтын» Токона Мамытова. Однако и сам Джоомарт Оторбаев вскоре покинул пост премьера. Почти на полгода про переговоры с канадцами забыли, но проблема-то осталась.
К концу июня, когда заканчивалась очередная сессия парламента пятого созыва, выяснилось, что в компании «Кумтор голд компани» до сих пор не утвердили план горных работ на 2015 год. Это грозило остановкой рудника. Загвоздка в Водном кодексе, который запрещает любую промышленную деятельность, наносящую вред ледникам. Именно этот пункт стал причиной, по которой ответственные госорганы не могли утвердить в «КГК» план работ. Правительство внесло поправки в Водный кодекс на рассмотрение депутатов, и они успели принять их в первом чтении. А вот проголосовать во втором чтении не захотели. Саботировала процесс партия власти – СДПК. Ее лидер за день до голосования заявил, что фракция воздержится от голосования по Водному кодексу. Правительство в срочном порядке отозвало законопроект.
А чтобы «Кумтор» не остановился, правительство выпустило специальное распоряжение, продлив временное разрешение для работы на руднике до конца 2015 года. Однако уже депутаты шестого созыва Жогорку Кенеша совсем не спешили заниматься спорным вопросом. В результате – повторение летних событий. Правительство вновь специальным решением продлевает работу «Кумтора» до принятия поправок в Водный кодекс. Еще одним предновогодним сюрпризом от кабмина стал отказ от создания совместного предприятия по разработке рудника и решение провести новый раунд переговоров с канадцами. Проблема плавно перетекла в новый год.
Еще одним значимым событием 2015-го стал повторный конкурс на разработку второго по величине запасов золота месторождения Джеруй. Но и его с первых лет разработки преследуют неурядицы. Иностранные инвесторы, бравшиеся за работу, через какое-то время отказывались от месторождения. В 2013 году после шести лет простоя правительство попыталось провести новый конкурс, но он не состоялся. Из-за высокой стартовой цены в $300 миллионов желающих добывать там золото не нашлось. А страна получила очередной иск в международном арбитраже.
В марте 2014 года компания Consolidated Exploration Holdings, за которой стоит казахский холдинг Visor, предъявила правительству КР иск в $400 миллионов за аннулирование лицензии ЗАО «Джеруйалтын». Позже требования увеличились до $548 миллионов. Но это не остановило правительство от проведения повторного конкурса. При этом стартовую цену снизили до $100 миллионов. На сей раз претенденты нашлись, и весьма солидные.
Победителем конкурса признали ОАО «Восток-геолдобыча», входящее в холдинг «Русская платина» миллионера Мусы Бажаева. Победитель не только выплатил стоимость лицензии, но и решил проблемы Кыргызстана с казахским холдингом Visor. Те отозвали иск из международного арбитража. Но в дело вмешались местные жители, которые почти две недели митинговали против разработки месторождения. Однако своего они не добились. По вопросу весьма резко высказался премьер-министр, непрозрачно намекнувший, что повторения кумторовских митингов не будет. Ситуация стабилизировалась. Но, скорее всего, временно.
Скандалы в этом году преследовали и другое месторождение. Оно не золотое, но тоже представляет реальный интерес и дает возможность владельцу лицензии неплохо заработать. Речь о скандале на буроугольном месторождении Бель-Алма. Все началось в конце февраля, когда Антикоррупционная служба ГКНБ выяснила, что на месторождении незаконно добывает уголь некое ОсОО «Жаны доор». С 2012 года при покровительстве руководителей силовых структур, по подсчетам маркшейдерских замеров, ОсОО «Жаны-Доор» успело добыть около 5 тысяч 771 тонны угля на сумму более 45 миллионов сомов. Добычу остановили, а Госгеология объявила конкурс на геологоразведку месторождения.
Конкурс выиграло ОсОО «Беш Арча». Но даже это не прекратило конфликт. В середине июля местные жители сообщили, что на Бель-Алме вновь ведут незаконную добычу угля. Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Между тем в Госгеологии заявляют, что «Беш Арча» поставила на баланс запасы на одном из участков месторождения и получила право его разрабатывать. Пока конфликт вокруг Бель-Алмы так и не разрешили.
Ценовой коллапс
За 11 месяцев инфляция в потребительском секторе в среднем по республике составила 2,3 процента. Это ниже, чем в 2014-м, когда инфляция достигала 8,9 процента. Вместе с тем цены растут весь год. Например, непродовольственные товары подорожали на 10,7 процента, алкогольные напитки и табачные изделия - 10,3 процента, услуги - на 6,1 процента. В декабре тенденция продолжилась. Здесь свою роль сыграл предновогодний ажиотаж. Между тем, даже с учетом роста цен в последний месяц, инфляция в 2015 году, несмотря на ожидания населения и экспертеров, и рост курса доллара, остается на низком уровне.
Как бы там ни было, но повторения такой ситуации в 2016 году, скорее всего, не будет. Общемировая и внутренняя экономическая ситуации по-прежнему не самые лучшие. Именно поэтому эксперты ожидают в 2016-м значительно больший рост цен на товары и услуги, чем сейчас. Согласно с прогнозами экспертов и правительство Кыргызстана. В бюджете-2016, который парламент страны одобрил в последних числах декабря, заложили годовой уровень инфляции в 9,8 процента. Не самые радужные перспективы.
Руководство страны также призывает чиновников и граждан быть более экономными и готовиться к худшим временам. С другой стороны, именно в 2016 году страна в полной мере почувствует результаты евразийской интеграции. В начале года планируется вернуться к вопросу снятия ветеринарных постов на границе с Казахстаном. Есть надежда, что вопрос все же решится. Это означает рост экспорта наших товаров и, как следствие, - поступлений в бюджет. С другой стороны, наши основные торговые партнеры – Россия и Казахстан – сейчас переживают не лучшие времена, и прогнозы мировых экспертов относительно их будущего тоже не самые утешительные. Однако кризис – возможность мобилизоваться и найти новые возможности для роста и развития. Сможем ли мы воспользоваться этим, зависит только от нас.