23:06
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Модернизация аэропорта «Манас». Конкурса нет и не будет?

Конкурс на реализацию проекта по модернизации аэропорта «Манас» должны были объявить до конца сентября 2022 года. На дворе последние дни третьего квартала года, но его так и нет.

Если бы конкурс объявили в обещанные сроки, то соглашение по модернизации аэропорта подписали бы уже в январе 2023 года.

Все документы по проекту готовы. Дело за решением кабинета министров. Но кабмин молчит. Это может говорить о том, что в стенах Дома правительства появились новые идеи по модернизации аэропорта. Такая переменчивость может больно ударить и по госказне, и по инвестиционной привлекательности страны и желанию бизнеса вкладываться в проекты государственно-частного партнерства.

Как хорошо все начиналось

В октябре 2021 года Министерство экономики и коммерции подписало с Международной финансовой корпорацией (IFC) соглашение о консультационных услугах для модернизации и расширения международного аэропорта «Манас» по модели государственно-частного партнерства. К маю 2022 года проект был готов.

Определены минимальные требования, которые обязан выполнить инвестор проекта по модернизации аэропорта.

Он полностью реконструирует взлетно-посадочную полосу «Манаса». Кроме того, в рамках проекта ожидали замену старого оборудования, что позволит решить вопрос взлета и посадки в условиях тумана.

Предусмотрены модернизация действующего и строительство новых пассажирских и грузового терминалов, многоуровневой парковки, улучшение внутренней инфраструктуры аэропорта, повышение его безопасности.

В общей сложности в качестве инвестиций планировали привлечь не менее $400 миллионов.

К концу срока действия соглашения пассажиропоток увеличится с сегодняшних 2,1 миллиона до 9 миллионов человек в год. Анализ проекта показал, что при его реализации аэропорт «Манас» будет зарабатывать больше, чем сейчас. А вот расходами займется инвестор. Кроме того, аэропортовый сбор в $15 будет получать ОАО «МАМ», а не инвестор. Поэтому у компании будет достаточно средств на содержание остальных региональных аэропортов.

В июне для потенциальных инвесторов провели специальную презентацию. Интерес к проекту проявили крупные международные компании. Все ждали, что вот-вот объявят конкурс и выберут компанию, которая будет управлять аэропортом. Но на дворе почти октябрь, а с места ничего так и не сдвинулось.

Что происходит сейчас

В Центре государственно-частного партнерства 24.kg подтвердили, что конкурс по аэропорту «Манас» должны были объявить в конце сентября.

«С нашей стороны полная готовность по документации. Мы ждем только решения руководства, чтобы приступить к конкурсу. До сих пор поступают заявки от крупных международных компаний, которые хотят участвовать в нем», — рассказали в центре.

О важности скорейшей реализации проекта говорили и на заседании Инвестиционного совета.

Тему поднял глава Международного делового совета Аскар Сыдыков. Он напомнил, что на сегодня это крупнейший проект ГЧП. Ожидаются инвестиции в более $400 миллионов в развитие аэропорта «Манас».

«Мы ждем конкурс, потому что это очень значимый проект национального масштаба. В случае его успешной реализации ожидаются повышение доверия международных финансовых институтов, других организаций и инвесторов в целом, большой толчок к реализации других крупных ГЧП-проектов», — сказал Аскар Сыдыков.

Экономист Азамат Акенеев рассказал 24.kg, что глава кабмина не назвал четких сроков объявления конкурса по модернизации аэропорта «Манас».

«Он сказал, что проект очень важен для Кыргызстана. Требования выставлены серьезные. Поэтому сейчас ведут переговоры с потенциальными инвесторами, чтобы после объявления конкурса в нем участвовало как можно больше компаний», — добавил эксперт.

Почему кабмин тянет

Пожалуй, это главный вопрос. Еще полгода назад кабинет министров практически на каждом углу твердил о скором конкурсе и плюсах модернизации аэропорта. Потом все резко изменилось.

Первые тревожные звоночки появились в конце июня 2022 года.

Тогда на заседании Жогорку Кенеша депутат Жанар Акаев сообщил, что кабмин намерен передать аэропорты «Манас» и «Ош» турецкой компании во внешнее управление на 39 лет. Турецкая компания YDA INSAAT планировала инвестировать в две воздушные гавани $557 миллионов. После поднявшейся шумихи кабмин отказался от затеи, мотивировав решение тем, что сделка «не соответствовала требованиям Кыргызстана».

Но, видимо, отказ был неокончательным. Начало конкурсного процесса так и не санкционировали. В стенах парламента заговорили о том, что в аренду могут отдать два аэропорта.

«Прекратите ставить в залог аэропорты Оша и Бишкека. Мы об этом говорили давно. Недавно в Баткене война была, глава кабмина мог поехать и встретиться с населением. Он мог бы на месте дать министру финансов задания. Наши депутаты ездили, но по телефону многие проблемы не смогли решить. С аэропортами мы что будем делать — отдадим или оставим? Может, глава кабмина этим занят, поэтому не поехал?» — заявил депутат Шайлообек Атазов.

Участники того самого заседания Инвестсовета рассказали 24.kg, что такие планы есть. Кабинет министров не отказывается от реализации проекта. Но видит его немного иначе, чем в начале сотрудничества с Международной финансовой корпорацией (IFC).

Кабмин все-таки хочет модернизировать сразу два аэропорта в Бишкеке и Оше и сократить сроки реализации проекта максимум до двух лет.

Вроде все хорошо, но не совсем. Такая позиция кабинета министров означает фактический отказ от сотрудничества с IFC. Ведь компания подготовила технико-экономическое обоснование только по «Манасу». И кабмину надо либо договориться с консультантом о том, чтобы обновить ТЭО, либо возместить расходы.

При любом раскладе ничего хорошего это не несет. Мы либо теряем бюджетные деньги, либо вновь откладываем реализацию проекта по модернизации. И тот и другой варианты крайне непривлекательны для страны. При отказе от соглашения с IFC мы не сможем использовать еще три года разработанное ей ТЭО.

Но главное — на мировой арене Кыргызстан будет выглядеть ненадежным партнером, который не выполняет обязательств.

Крупный бизнес после такого кейса вряд ли захочет вкладывать в страну серьезные суммы. Промедление же с модернизацией аэропорта может привести к тому, что он станет просто балластом для государства.

В соседнем Казахстане уже реализуют проект по модернизации аэропорта Алматы. Нам крайне важно не отставать и оперативно обновить инфраструктуру аэропорта, чтобы действительно стать авиационным хабом в Центральной Азии. Конкуренция в регионе большая, времени на раздумья и постоянную смену желаний чиновников у Кыргызстана просто нет.

Популярные новости
Бизнес