Вопрос о продолжении работы крупнейшего в стране добывающего предприятия «Кумтор» повис в воздухе. Компания ежемесячно с трудом утверждает планы горных работ, пока не поставят точку в законодательных спорах. Сегодня добыча золота ведется по специальному постановлению правительства, но с окончанием 2015 года закончится и его действие.
В то же время, как сообщил ИА «24.kg» председатель комитета Жогорку Кенеша по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию Мирлан Бакиров (фракция «Онугуу-Прогресс»), в ближайшей повестке заседаний комитета вопрос «не значится». Речь о поправках в Водный кодекс, которые ранее Жогорку Кенеш V созыва одобрил в двух чтениях, но работу до конца не довел, решив не рисковать накануне парламентских выборов.
Надежда растаяла
Предлагаемые правительством поправки в Водный кодекс вполне конкретно прописывают результат от их принятия. В связи с тем, что 62 статья кодекса запрещает деятельность, влияющую «на ускорение таяния ледников с использованием угля, золы, масел или других веществ и материалов, а также деятельность, которая может повлиять на состояние ледников или качество вод, содержащихся в них», правительство решило сделать исключение для стратегических бюджетообразующих предприятий. К ним и относится «Кумтор».
Дело в том, что с самого начала работ по данному проекту горнодобытчикам приходилось следить за расположенным неподалеку ледником Давыдова, а именно – перемещать в другое место ледниковую массу, которая постоянно движется в сторону карьера и в любой момент может попросту завалить его. И если не принять предлагаемые поправки в ближайшее время, то инвесторы вынужденно приостановят работы на руднике в январе 2016 года в связи с истечением срока действия временного разрешения. Ледник, который сдвигается, может совсем остановить производство. Тогда мы потеряем инвестора и налоги, более пяти миллиардов сомов.
Два чтения, которые прошли в Жогорку Кенеше прошлого созыва, вселяли уверенность, что законодатели поддержат кабмин, но в последний момент коалиция застопорила голосование.
Несмотря на то что правительство подчеркивало необходимость принятия данных изменений, так как они позволили бы «субъектам, вносящим существенный вклад в экономику страны и развитие региона, чья деятельность не может быть осуществлена без воздействия на ледники» бесперебойно, работать дальше. Да и вообще, по мнению чиновников, необходимо дальнейшее правовое регулирование воздействия горнодобывающей промышленности на ледники, так как «действующим законодательством КР предусматриваются лишь меры, направленные на запрет».
Кого защищаем?
Тогдашний (и нынешний, кстати – прим. ИА «24.kg») лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков фактически пошел на поводу у коллег из «Ата Мекена», при этом прекрасно понимая, как он сам выразился, что «некоторые политические партии, прикрываясь ледником, набирают очки».
Его сопартиец Кожобек Рыспаев, в нынешнем созыве возглавивший комитет по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию, считает, что, «конечно, Кыргызстану нужно получить то золото, которое остается под этими ледниками». «От Лысого и Давыдова практически ничего не осталось - они стремительно тают, а нам надо пополнять бюджет, иначе не на что строить школы, больницы и проводить реформы», - заявил ИА «24.kg» парламентарий.
О том, что под землей сокрыто еще около 8 тонн золота, говорили в свое время члены правительства, поясняя, что таяние ледника в любом случае продолжится – это естественный процесс. ООН приводит цифры угрожающего сокращения ледников, которое наблюдается во многих странах Европы и Азии. А все потому, что, по данным международной организации, на Земле в целом за прошедшие полвека средняя температура повысилась на три градуса по Цельсию.
То есть глобальное потепление, оказывая воздействие и на Кыргызстан, рано или поздно приведет к потере какой-то части наших запасов ледовой массы. Тот же ледник Давыдова начал таять задолго до разработки месторождения Кумтор. Разница лишь в том, что мы либо попутно успеем добыть драгоценный металл, либо просто будем наблюдать остановку высокотехнологичного предприятия, обеспечивающего работой три тысячи наших сограждан.
Выбирая из двух зол
В мировой практике, увы, нет примера хозяйственной деятельности человека, которая не влияла бы на природу и ее экологию. Та же заготовка дров на зиму, выпас скота на больших территориях или автотранспорт уже загрязняют окружающую среду. «Если мы остановим «Кумтор», то получим больше вреда, чем от его работы», - заявил ранее премьер-министр страны Темир Сариев. Тогда он добавил, что экспертная группа по изучению ледников завершила работу, и в ближайшее время итоги ее работы представят Жогорку Кенешу.
Возможно, это случится в ближайшее время, так как Мирлан Бакиров не исключил возможности, что его комитету (аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию – прим. ИА «24.kg») придется вернуться к вопросу гораздо раньше, чем наступят новогодние праздники и последующие каникулы. «Я считаю, что мы должны отработать этот процесс совместно с правительством, чтобы прийти к единому мнению и не допустить спекуляций. А ситуация у нас меняется каждый день. Поэтому, если будет официальное обращение правительства, может мы и рассмотрим… До конца года есть еще полтора месяца», - отметил парламентарий.
Его коллега из «Бир Бола» - председатель комитета по бюджету и финансам - Аскарбек Шадиев считает, что пора «ставить точку в этом вопросе, но точка должна быть взвешенная и должна учитывать интересы народа Кыргызстана». «При этом надо постараться не загубить крупное предприятие, которое влияет на ВВП и доходную часть государственного бюджета», - подчеркнул он в интервью ИА «24.kg». «Сегодня весь мир переживает кризис, и, думаю, наш парламент понимает, что надо двигаться - надо, чтобы производство работало», - считает депутат, добавляя, что «будущие инвесторы ждут, что же произойдет с «Кумтором».
«И если будет принято правильное решение - а у нас много месторождений: и мелких, и крупных – думаю, бизнес пойдет к нам. Мы видим опыт Монголии, которая сделала реальный экономический скачок, чем мы хуже?» - говорит Аскарбек Шадиев. Как известно, парламент Монголии в свое время разрешил зарубежным и местным инвесторам разрабатывать месторождения, расположенные в особо охраняемой зоне, если объекты являются стратегически важными для государства.
А у нас
То, что «Кумтор» для Кыргызстана является именно такой компанией, ни для кого не секрет, ведь доля «Кумтора» в ВВП страны в 2014 году составила 23,1 процента.
Как верно заметил бывший глава налоговой службы, ныне депутат от фракции «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев, «состояние «Кумтора» либо улучшит наше положение, либо ухудшит». «Поэтому резкие шарахания я бы считал неосторожным движением», - сказал он ИА «24.kg», напомнив слова президента о том, что «парламенту пора принять взвешенное и окончательное решение по «Кумтору».
Согласен с ним и соратник по фракции – депутат Тынчтык Шайназаров. Член комитета по международным делам, обороне и безопасности, беседуя с ИА «24.kg», выразил надежду, что в вопросах, связанных с крупнейшим золотодобывающим предприятием страны, его коллеги «отодвинут политику на второй план». «Там, где политика, вы сами знаете, много брожения, поэтому здесь упор надо делать на экономический фактор», - говорит нардеп.
Кстати, представители «Ата Мекена» - фракции, которая была против любых законодательных инициатив, позволяющих продолжать разработку месторождения Кумтор нынешними иностранными инвесторами, - пока хранят молчание. Лишь экс-министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов осторожно сообщил ИА «24.kg», что «во фракции выработают единую четкую позицию по всем вопросам, связанным с Кумтором, и обязательно ознакомят с ней.
Между тем, его сопартиец - глава комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению - Садык Шер-Нияз негативно отозвался о том, какому давлению иногда подвергается бюджетообразующее предприятие страны. «Культурный народ не пойдет отключать рубильник Кумтора! Тогда из-за двух дней простоя страна потеряла миллионы долларов!» - заявил народный избранник, комментируя ИА «24.kg» последствия низкого уровня самосознания граждан.
Но самое интересное впереди. Скоро стране предстоит узнать, на каком уровне находится понимание и мышление наших народных избранников, некоторые из которых привыкли делать себе имя буквально на всем, без оглядки на последствия. Иначе, как объяснить то, что, говоря о ледниках, упоминают лишь те, что расположены вблизи золотодобывающего предприятия, хотя тают они во всем Кыргызстане и по своим масштабам (сокращения массы, объема – прим. ИА «24.kg») превышают вышеназванные на территории Кумтора.