Каково сегодня состояние отечественного воздушного флота и есть ли надежда у кыргызских самолетов вернуться в небо Европы?
Мне бы в небо
Главной и пока несбыточной мечтой Кыргызстана остается выход из черного списка ЕС и ИКАО. Республика активно работает над тем, чтобы вернуть себе право летать в Европу. В этом году мечта стала как никогда ближе.
Отечественную авиацию планируют вывести из черного списка ИКАО в 2019 году.
В Минтрансе отметили, что для этого создали все условия в сфере гражданской авиации. Например, увеличили на 100 процентов зарплату, пилотов обучают в соответствии с предъявленными требованиями. В 2018-м президент ИКАО лично посетил Кыргызстан. С ним отработали ряд вопросов о реформировании системы гражданской авиации.
Аудит ИКАО прошел без особых замечаний. На 1 сентября этого года план корректирующих мероприятий выполнили на 93 процента. Агентство гражданской авиации КР проводит семинары по повышению квалификации инспекторского состава.
«Для выхода из черного списка мы сделали пошаговый план, который сейчас исполняем. Мы реформировали Агентство гражданской авиации. Инспектора из Франции приезжали, инспектировали нашу систему, уехали без особых замечаний. Мы с мертвой точки сдвинулись. Создали две лаборатории. Одна выдает сертификаты о безопасности оборудования, через которое проходят люди, а вторая дает сертификаты соответствия персоналу, который отвечает за безопасность авиационной техники. Это требование ИКАО мы выполнили», — прокомментировал ситуацию 24.kg министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов.
В следующем году Кыргызстан планирует получить свидетельство ИКАО.
После можно подавать заявку на выход из черного списка Евросоюза. Остается только надеяться на то, что никто и ничто не помешает вернуть долгожданные прямые перелеты из Кыргызстана в Европу.
Аэропорты растут и развиваются
Выход из черного списка ЕС и ИКАО — задача не только Министерства транспорта и дорог. Над этим работают и в аэропорту «Манас».
В 2017 году аэропорт проходил аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по авиационной безопасности и упрощению формальностей. По итогам проверки эксперты дали положительную оценку принимаемым мерам авиационной безопасности в аэропорту «Манас».
В процессе подготовки к аудиту утвердили новую программу по авиационной безопасности в аэропорту. Внедрили современную автоматизированную электронную систему контроля доступа в режимную зону. Обновили камеры видеонаблюдения, IP-камеры высокого разрешения, создали новые службы — кинологии, профайлинга и многое другое.
Но на этом в «Манасе» не остановились. Работы по модернизации аэропортов и оборудования продолжились и в 2018-м.
Так, с осени работает отдельная зона прилета для местных авиалиний. Ранее в аэропорту был сектор для пассажиров, вылетающих местными рейсами, а отдельного зала для прибывающих — нет. Кроме того, ОАО «МАМ» активно ремонтирует региональные аэропорты.
Результаты вложений не заставили себя ждать. За девять месяцев этого года ОАО «Международный аэропорт «Манас» обслужило 2 миллиона 667 тысяч 862 человека. Из них на внутренних авиалиниях — 907 тысяч 798, на международных — 1 миллион 760 тысяч 64 человека.
В сутки ОАО «МАМ» обслуживало в 2018-м в среднем 9,8 тысячи пассажиров, а в 2016-м — 8,3 тысячи.
За этот же период обслужили 23 тысячи 667 рейсов. Из них по международным направлениям — 15 тысяч 630, а по внутренним — 8 тысяч 37.
Открытое небо для всех
Еще один важный момент, который активно обсуждают в Кыргызстане в последний год, — политика «Открытого неба». На рассмотрение Жогорку Кенеша вынесли поправки в Воздушный кодекс. Они дают всем странам, изъявившим желание совершать международные полеты через КР, право «пятой свободы воздуха». Таким образом, в республике рассчитывают увеличить пассажиропоток и число туристов.
Часть нардепов выступила против инициативы, опасаясь, что она «убьет» отечественные авиакомпании. Логика проста: небольшие кыргызские перевозчики не смогут конкурировать с международными авиамагнатами.
Однако в итоге перевесило желание поскорее сделать полеты проще и доступнее. Буквально на прошлой неделе Жогорку Кенеш принял в третьем чтении поправки в Воздушный кодекс. Законопроект отправили на подпись президенту. Если глава государства согласится с мнением депутатов, то в следующем году в стране значительно вырастет количество рейсов и присутствующих на рынке авиакомпаний. А значит, небо станет для кыргызстанцев доступнее.