04:51
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Как сделать Бишкек комфортным и безопасным. Планы и проекты Азиза Суракматова

Фото пресс-службы мэрии

Два месяца назад в Бишкеке появился новый мэр — Азиз Суракматов. Его изначально подвергли большой критике. Горожане опасались, что строительный магнат, заняв должность градоначальника, может воспользоваться служебным положением в своих интересах. Сам градоначальник признает, что это очень опасно, ведь в городе есть общественный контроль. Азиз Суракматов дал всем понять, что котлеты от мух он отделять умеет. 

Сегодня он ответил на вопросы 24.kg.

О деньгах

— Одной из важных задач ранее вы назвали увеличение доходной части городского бюджета, считая, что его можно поднять на 20-40 процентов. За счет чего?

— Бюджет города-2018 составляет 8,5 миллиарда сомов. При этом на социальный сектор уходит до 70 процентов. Несложно посчитать, сколько средств остается на жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, капитальные вложения. Их крайне недостаточно, чтобы в городе строить дороги, улучшать благоустройство, озеленение, ирригационную систему, возводить новые парки, скверы... А ведь это все те элементы, которые необходимы, чтобы город был уютным и удобным.

Управлению доходов поручил просчитать и сделать анализ, где у нас есть еще источники. Во-первых, взыскание задолженностей за аренду муниципальной земли — около 1 миллиарда сомов.

Когда начали разбираться, почему арендаторы не платят, выяснили, что участки они перепродают. Это нецелевое использование, и, согласно Земельному кодексу, мы вправе обратиться в судебные органы. Если они будут строить, то претензий не будет.

Хотим увеличить доходность общественного транспорта путем введения электронного билетирования. В этом случае средства будут проходить безналично через банки, все станет прозрачно. Увеличатся и доходная часть пассажирских предприятий, и налогооблагаемая база.

Эффективное использование муниципального имущества также даст возможность увеличить доходы. Необходимо просмотреть систему администрирования. Сегодня помещения, особенно расположенные в центре города, сдают частникам по ценам ниже рыночных.

Также уделяется большое внимание администрированию налогов. Задач много, резервов тоже. Думаю, увеличим доходность. Внимание уделяем и сокращению расходов. Пересматриваем структуру, ведь многие службы дублируют друг друга.

Я хотел бы, чтобы бюджет города увеличивался ежегодно хотя бы на 1 миллиард сомов. Но это очень сложный процесс.

О приоритете

Бишкек в первую очередь должен быть безопасным. Город должен быть зеленым, в нем должно быть много скверов, парков и зон отдыха. Должно быть удобно передвигаться и людям, и транспорту, в том числе общественному. Удобные тротуары, школы, детские сады. Это большой комплекс вопросов.

Есть общепринятые мировые стандарты удобных и комфортных городов.

— Бишкеку необходимо построить как минимум 30 детских садов. С 2010 года в муниципальную собственность их вернули всего 11. Но во многих как сидели разные ОсОО и госучреждения, так и сидят...

— Есть указ президента, по которому мы проводим работу по возврату зданий дошкольных образовательных организаций. Документ указывает, что детские сады не могут быть проданы и перепрофилированы, должны использоваться по назначению. В ближайшее время планируем вернуть несколько детсадов в муниципальную собственность. Недавно возвращено здание детского сада № 180. Сейчас там заканчивают капитальный ремонт, еще одно здание освобождает Социальный фонд Октябрьского района. Ведем работу по возврату еще девяти.

Сегодня в городе насчитывается 85 муниципальных детских садов. Они рассчитаны на 13 тысяч 805 детей, а фактически их посещают 22 тысячи 115 детей.

— Вы пообещали новый детсад на месте сгоревшего здания Первомайской налоговой инспекции. Кто его будет строить?

— Садик будет строить муниципалитет. Это обойдется бюджету, по предварительным подсчетам, примерно в 90 миллионов сомов. Там небольшой участок, поэтому большой сад не построишь. Думаю, он будет рассчитан на 200-300 детей. Сейчас готовим тендерную документацию на разработку проекта. Потом он пройдет согласование в Бишкекглавархитектуре и других службах. Строить начнем в 2019 году. 

Самый сложный вопрос

Мощность столичных школ составляет примерно 80 тысяч, а обучается более 150 тысяч, требуется построить примерно 25 школ.

— Как мэрия намерена построить как минимум 25 новых школ?

— По поручению главы государства мы изучаем вариант выхода из критического положения путем пристроек к уже существующим школам. Новые планируем строить в жилых массивах. Сегодня проблема в том, что именно нехватка школ создает в городе транспортные пробки. Жители жилых массивов и окраин ездят в центр, чтобы обучать детей. Есть проблемы в школах с качеством образования, есть учебные заведения, в которые родители стремятся отдавать детей. Например, школы № 6, 12, 61, 67, 70 и другие. Что тоже создает проблемы.  

При существующем бюджете муниципалитет может рассматривать возможность строительства не более двух школ в год. Возможно, в этом вопросе городу окажет помощь правительство.

Сегодня проводится работа по определению границ земельных участков школ. Выяснилось, что у половины учебных заведений они не оформлены. Мы сталкиваемся с проблемой: какие-то участки были переданы частникам под строительство, хотя это территория школы.

О дорогах

— В Бишкеке ремонтируется много дорог. Однако качество выполненных работ вызывает у бишкекчан вопросы...

— Совместно с Министерством транспорта провели независимую экспертизу, взяли пробы и проверили на соответствие качеству. Ждем результаты. По договору, если за время гарантийного срока (от года до двух лет) выявятся дефекты, то подрядчик за свой счет должен устранить все недостатки.

Вопрос качества будем и дальше тщательно отслеживать, чтобы новые дороги отслужили как можно дольше. Напомню, сегодня работы ведутся по нескольким проектам: два за счет китайского гранта (подрядчик «Чайна Роад») и один за счет городского бюджета. В рамках последнего отремонтированы межквартальные и дороги внутри микрорайонов.

— На одном из совещаний вы поручили руководству Бишкекасфальтсервиса подготовить титульный список дорог, которые будут отремонтированы в 2019 году, с учетом пожеланий горожан. Куда могут обратиться бишкекчане?

— Новые дороги будут строить там, где ходит общественный транспорт, где ездят горожане. Проблемные участки есть и в жилых массивах, и старых районах. Мы попросили акимиаты сделать анализ и определить перечень. При этом финансовые средства будут равномерно распределены по всем четырем районам.

Почему Суракматов ходит пешком

— А вы по городу гуляете? Что бросается в глаза мэру не из окна служебного авто?

— Два-три раза в неделю до начала работы я обхожу городские улицы. Стараюсь прогуливаться не только по центральным улицам, но и по второстепенным.

Раз-два в неделю делаем пеший обход, беру вице-мэра, курирующего вопросы ЖКХ, руководителей Бишкекзеленхоза, «Тазалыка», санитарно-экологической инспекции, представителей акимиатов. И ходим. По субботам объезжаем жилые массивы города.

Знать город и его проблемы не из окна служебного автомобиля — это норма.

Азиз Суракматов

О семейном бизнесе

— Горожане опасались возникновения конфликта интересов в связи с вашим строительным бизнесом. Обещаете, что не будете жертвовать интересами города ради интересов строительных компаний?

— Я принял все меры к устранению возможного конфликта интересов. Я представил декларацию о доходах, передал в доверительное управление доли близких родственников в уставном капитале. Данный вопрос с повестки дня снят. Никакого влияния на работу компаний я не имею. Там сейчас сидят менеджеры.

Я когда шел в мэры, знал, что будет общественный контроль. Если бы я ставил цель что-то сделать для своей фирмы, легче это было реализовать не на должности.

Азиз Суракматов

Как вернуть Бишкеку былую красоту

— Проект детальной планировки. Каким видит его мэр? Как должен развиваться город?

— Вопрос очень сложный. Если я буду единолично принимать решение, то это неправильно. Этим должны заниматься эксперты, архитекторы, градостроители, гражданское общество. За разработку документа муниципалитет заплатил 24 миллиона сомов. Недавно доработанный вариант мы обсудили на рабочем совещании, где приняли решение внести его в Бишкекский городской кенеш.

Общественность говорит, что ничего нельзя строить в центре, необходимо оставить все как есть, бизнес, наоборот, просит дать возможность строить. При этом предложения архитекторов не устраивают ни первых, ни вторых. И здесь мэрия, как арбитр, должна выбрать золотую середину.

Проект детальной планировки дает направление, в котором будет развиваться город. Там есть технико-экономическое обоснование, сколько людей будет проживать в центре и какая для этого нужна инфраструктура: сколько школ, детских садов, поликлиник, магазинов, парковых зон...

пресс-службы мэрии
Фото пресс-службы мэрии

От чего болит голова

— Вы в должности мэра чуть более двух месяцев. Какие обнаружили проблемы, требующие немедленного устранения?

— Во-первых, это проблема с общественным транспортом. Мы намерены улучшить его работу. Я встречался с руководителями фирм-перевозчиков по вопросу выработки совместной системы, которая устраивала бы все стороны. Мы выслушали все их предложения и указали на их недоработки в части безопасности перевозки пассажиров, культуры обращения с ними, соблюдения Правил дорожного движения и санитарных норм.

Маршруты будут пересматриваться по мере поступления новых автобусов. И в первую очередь будут изменены схемы движения маршрутных такси.

Мы прорабатываем вопрос приобретения 50-60 автобусов на средства местного бюджета.

Во-вторых, конечно же, озеленение. Этому вопросу уделено особое внимание. На 2019 год разрабатываем схему рассадки зеленых насаждений, ремонта ирригационных систем. Приоритетным в нашей работе будет не только благоустройство крупных парков, но и создание мини-зон отдыха по месту жительства.

В-третьих, улучшение дорожной инфраструктуры. Мы продолжим работу по реконструкции и реабилитации дорог. В 2019 году будет начата реализация второй фазы проекта «Развитие улично-дорожной сети», которая включит в себя реконструкцию еще 60 улиц. У нас есть еще один проект по китайскому гранту «Восстановление дорожного покрытия автомобильных дорог Бишкека», который позволит привести в надлежащий вид 23 улицы.

В-четвертых, уличное освещение. Продолжим работать над внедрением современной автоматизированной системы управления наружным освещением и его модернизацией.

Все упирается в финансирование. Мы будем увеличивать доходы местного бюджета. Для акимиатов важна мотивация по сборам налогов и развитию бизнеса. Чем больше налогов соберет аким, тем больший процент у него должен оставаться. Главы районов должны понимать, что от развития бизнеса будет увеличиваться и их бюджет. А сегодня аким в этом не заинтересован. Сколько бы он ни собрал налогов, средств у него будет ровно столько, сколько ему дадут.  

Обратная связь

— Наши читатели составили целый список рекомендаций новому мэру. Что-то взяли на вооружение?

— Конечно. Хотел бы поблагодарить читателей за их советы и рекомендации. Мы по ним работаем сейчас. В части транспорта, благоустройства, озеленения, парковых зон было много хороших вопросов. Но они так и будут продолжаться, пока мы их не решим. 

— Вы встречались с гражданскими активистами? Что-то из их советов взяли для работы?

— Пока какой-то большой отдельной встречи не было. Думаю, что проведу такое мероприятие. Сейчас встречаюсь с жителями районов, квартальными, председателями ТСЖ. Надо разговаривать и с горожанами, и с активистами, и с бизнесменами, чтобы понимать, в каком направлении идем. Всем не угодишь!

Популярные новости
Бизнес