После вотума недоверия Сапару Исакову в Кыргызстане формируется новое правительство. Однако всем очевидно, что новая команда не может начать работу без четкого видения и конкретных целей.
Я вижу ключевые приоритеты новой программы, если они именно нацелены на результат.
Кабинету министров нужна компактность...
Сегодня в нашем правительстве министерств, комитетов, служб, фондов и инспекций — в общей сложности 33. В США их 15, в Казахстане — 17, в Грузии — 14.
Разросшаяся до абсурда правительственная структура не позволяет принимать оперативные решения нашим чиновникам. Эффективной она станет, если будет компактной, малочисленной и с конкретной миссией. Например:
• Минфин: сбор налогов и пошлин — служба доходов, прозрачный бюджет — служба расходов;
• Министерство экономики: реформы для бизнеса, фермеров, энергетики, инвестиций, торговли и туризма;
• Минсоцтруда: реформы образования, здравоохранения, пенсий.
Есть Министерство обороны, МИД, их функции остаются традиционными.
Считаю, что ликвидации подлежат Минсельхоз, Минкультуры и туризма, к примеру.
Новому правительству необходимо сократить число министерств и ведомств до десяти.
А агентства нужно создавать на короткий срок для решения конкретной цели.
...И открытость
Внедрение электронного и открытого правительства поможет в создании компактного правительства. Правительство сегодня не является открытым и электронным, хотя это не раз декларировалось. В правительстве по-прежнему не несут ответственности за невыполнение принятых программ. Вот что необходимо:
- E-Gov: оплата налогов, пошлин, за госуслуги, получение любых документов должно происходить только в режиме онлайн;
- Open-Gov: все данные (за исключением персональных) должны быть онлайн в формате OpenData;
- в открытом доступе должен быть календарный план по принятым и (не)выполненным пунктам программ.
Сократятся прямой контакт с чиновником, человеческий фактор, ненужная бумажная работа и коррупция. Новое правительство продолжит развивать пилотные разработки и технологии предыдущих кабминов. Правительство приведет КР в ТОП-30 OpenGovernmentIndex за три года.
Уже пора расти
Радикализация общества происходит ввиду неудовлетворенности низким качеством жизни. ВВП на душу населения в $1,2 тысячи ставит Кыргызстан не только на задворки СНГ, но и половины стран Африки.
Более миллиона кыргызстанцев выехали в Россию и Казахстан. Нужно создать рабочие места через:
- лучший бизнес-климат: простое и низкое налогообложение, низкие соцотчисления;
- лучший инвестиционный климат: защита частной собственности, капитала, контрактное право;
- открытость всему миру: «Открытое небо», расширенный безвизовый режим, свободная торговля.
Правительство должно реализовать миссию войти в ТОП-20 в DoingBusinessIndex и в Индексе экономической свободы за ближайшие три года.
Сегодня место Кыргызстана по легкости ведения бизнеса — 77-е, а у Грузии — 9-е. В Индексе экономической свободы мы на 78-м месте. Грузия — на 16-м, Эстония — на 7-м, Сингапур — на 2-м, Гонконг — на 1-м.
Качеству приоритет
На качество жизни влияет качество образования, медицины и адресной помощи. Кыргызстану пока нечем похвастаться в этом плане. Солидарная пенсионная система с высокими в регионе ставками повышает издержки бизнеса и мешает созданию рабочих мест. Три ключевые социальные реформы:
- конкурентное образование: полный переход школ к ваучерной системе SchoolChoice;
- конкурентная медицина: полный переход к медицинской страховке населения;
- справедливая пенсия: полный переход к 10 процентам в накопительной пенсионной системе.
Как это было сделано в Казахстане и Грузии, обязательства перед существующими пенсионерами перейдут к центральному бюджету. Ваучерная система позволит школам конкурировать друг с другом в борьбе за каждого ученика. КР войдет в ТОП-50 (сейчас 120) Индекса человеческого развития.
Не забываем про справедливость
Доверие населения к власти прямо пропорционально справедливости.
Конечно, правительство мало что может сделать для реформирования судебной системы, но оно отлично может разрабатывать законопроекты и реформировать органы правопорядка. Справедливость начинается с рядового милиционера.
Нам нужна реальная реформа в силовых структурах:
- полиция для народа: новые сотрудники, повышенный соцпакет, изменение отношения;
- общественная безопасность: умные камеры на всех улицах и перекрестках страны;
- индекс доверия госорганам: больше не проводится Нацстаткомом, а независимыми службами.
Указанные приоритеты на то и приоритеты, что не включают сотню других. Четкое определение этих пунктов позволит гражданам требовать от правительства результаты.
Правительство должно работать на результат, а не на имитацию бурной деятельности.