На заседании Жогорку Кенеша депутаты в первом чтении приняли законопроект, направленный на снижение нагрузки в работе следователей.
Докладчиком проекта о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс КР выступил заместитель министра внутренних дел Эркебек Аширходжаев.
По его данным, всего в ГУВД Бишкека 251 следователь занимается непосредственным расследованием уголовных дел.
За 12 месяцев прошлого года территориальные управления органов внутренних дел столицы в ЖУИ зарегистрировали 155 тысяч 653 факта происшествий и преступлений, по которым проведены проверки и приняты решения.
За 12 месяцев каждый следователь принял решение по 620 материалам, зарегистрированным в ЖУИ, а за месяц рассмотрел 56 материалов, или ежедневно принимал решение по двум. Наряду с этим расследовал 97 уголовных дел, из них 31 направлено на судебное рассмотрение, 22 прекращены производством, по 454 материалам принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вслед за этой высокой нагрузкой в следственных службах территориальных управлений внутренних дел возникает проблема нехватки кадров, а именно по итогам 12 месяцев 2023-го создано 35 вакантных мест, из органов внутренних дел уволено 57 сотрудников, 14 из которых не проработали и года, а также 27 переведены в другие территориальные управления внутренних дел.
Вышеуказанные негативные ситуации наблюдаются и в других территориальных органах внутренних дел.
Вместе с тем в 2023-м от граждан поступило 5 тысяч 927 жалоб на необъективную проверку по материалам доследственной проверки и уголовным делам, или на 1 тысячу 310 (28,4 процента) жалоб больше, чем в прошлом году.
Эркебек Аширходжаев отмечает, что с введением в действие с 1 декабря 2021-го новых кодексов наблюдается увеличение нагрузки на следователей, так как, помимо расследования уголовных дел, на них возложены обязанности по рассмотрению сообщений, поступающих на службы 102 и 112, которые автоматически регистрируются в Журнале учета информации АИС ЕРП, и принятию по ним решений.
По информации о происшествии, зарегистрированном в ЖУИ, не содержащей признаков, свидетельствующих о преступлении, следователь, прокурор не позднее десяти суток принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а при наличии правонарушения материал направляется в уполномоченный орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о применении к виновному лицу взыскания согласно Кодексу о правонарушениях.
Наряду с этим следователь должен принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела по таким фактам, как пробка на дороге, неправильно припаркованная машина, светофор не работает и оставленный открытый люк, а также по таким материалам, рассматриваемым в административном порядке, как шумят соседи, причинение материального ущерба в результате ДТП, мелкое правонарушение. В связи с этим на следователя возлагаются дополнительная нагрузка и обязанность, не связанная с расследованием уголовного дела.
Таким образом, на следователя возлагается ответственность за доследственную проверку по сообщениям, подведомственным другим службам, то есть даже по правонарушениям следователь должен провести доследственную проверку, после чего передать соответствующие материалы в Единый реестр правонарушений.
В этом случае в течение десяти суток теряется актуальность рассмотрения материалов по семейному насилию. И далее потерпевшие и граждане делают выводы, что правонарушитель остался безнаказанным.
Так, по итогам прошлого года в службу 102 Бишкека поступило 636 тысяч 367 сообщений, из которых 517 тысяч 24 носили информационный характер, а 119 тысяч 343 направлены для регистрации в АИС ЕРП.
Проектом закона предлагаются следующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс:
— предусмотреть в компетенциях органов дознания оперативно-разыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан, для предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, обнаружения и розыска лиц, а также по поручению следователя проведение оперативно-разыскных мероприятий, процессуальных, следственных, специальных следственных действий;
— уполномочить органы дознания самостоятельно проводить оперативно-разыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан, в целях противодействия преступности;
— внесение изменений, позволяющих следователю, прокурору направлять в уполномоченный орган материалы, не содержащие признаков преступления, без принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Полную версию законопроекта можно прочитать по ссылке.