Военное вторжение в Украину заставило граждан постсоветских стран пересмотреть свое отношение ко многим вещам. В том числе к праздникам и памятным датам, в том числе ко Дню Победы. Во многих государствах бывшего СССР перестали проводить какие-либо праздничные мероприятия, в том числе акцию «Бессмертный полк». Но не в Кыргызстане.
В соседних странах марш уже не организуют. Да и в России отказались уже от идеи его проведения. Только КР все еще чтит эту традицию. В соцсетях тогда развернулись настоящие баталии вокруг этого шествия, пользователи из Кыргызстана призывали власти также отказаться от марша, но он все же прошел.
Украина и вовсе перестала праздновать 9 Мая и отмечает накануне День памяти и скорби.
24.kg поговорило с экспертом из Украины, старшим аналитиком проекта UkranianWorld Аленой Гришко. Она рассказала, почему так происходит и почему у общества изменилось отношение ко Дню Победы и маршу «Бессмертного полка».
— Мы все должны понимать, что в Украине происходит полномасштабное вторжение. Страна, которая до этого момента активно пропагандировала празднование 9 Мая, фактически напала на нас в центре Европы в XXI веке. Принцип «можем повторить» — это то, что исповедует российская пропаганда. И слоган празднования стал триггером, показал истинное обличие РФ. Их пропаганда готовила свое население к полномасштабному вторжению очень долго. Одним из таких инструментов было празднование Дня Победы.
— Были ли это изначально инструменты пропаганды или стали таковыми с февраля прошлого года?
— Могу сказать, что российская пропаганда — это комплексный механизм и разные подходы, разные комбинации, которые дают возможность формировать вот этот образ, которым апеллирует РФ. Это категория «свой — чужой». Фактически это один из основоположных принципов объединения или разделения общества. Этим Россия довольно активно спекулирует в своей пропаганде. Например, мы изучали кейсы и встречали сообщения, когда обсуждалось то, что в Украине мобилизации подлежат только те, кто говорит на русском языке. Потому что они якобы считаются чужими, ведь разговаривают на языке агрессора.
Но давайте будем честными. Требования к мобилизации прописаны в законе, и непосредственные участники этого процесса регулируются военными объединениями. Армия формируется исходя из требований времени, и мобилизация происходит в соответствии с законом. Ни одно ограничение на основании того, на каком языке ты разговариваешь, не имеет отношения к этой мобилизации.
РФ показывает: права тех, кто разговаривает на русском, в частности на территории Донбасса, временно оккупированных территориях, очень сильно ограничивались именно по языковому признаку. Российская пропаганда строит этот образ «враг — свой —чужой» очень эффективно и много лет.
Февраль 2022-го — это просто кульминация, результат пропаганды, когда общество готовят к этому и вторжение воспринимается просто как благоденственная миссия со стороны РФ.
Алена Гришко
— Можем ли мы говорить, что не только война, но и пропаганда повлияла на изменение отношения людей к 9 Мая?
— Безусловно. Но 8 и 9 мая — это даты, которые должны помнить и в любом случае не допускать того, что происходит сейчас. Россия с этого года еще и устраивает карнавал на крови. Фактически, когда снова происходят эти парады, запускается слоган «мы можем повторить». То есть строится определенный образ на историческом контексте, попытка переписать историю — то, что российская пропаганда сильно любит. Поскольку прошлое переписывать они могут, а на настоящее не смотрят.
Это была не спровоцированная российская агрессия, а война, которая началась в 2014-м. Сейчас мы видим последствия полномасштабного вторжения, когда идут массированные ракетные обстрелы. Эти военные действия и есть последствия пропаганды, когда рассказывают, что «Украина — страна, которую нужно защитить», «это недострана, чьи границы не были признаны в 1991 году».
Давайте будем честны: РФ была из тех стран, которые тогда признали границы.
Алена Гришко
Почему-то сейчас она пытается присвоить себе и 9 Мая, ту победу в ВОВ. Сегодня благодаря президенту Украины Владимиру Зеленскому мы празднуем День примирения 8 мая. Потому что для нас этот день в истории, который запечатлелся в памяти всех наций, всего мира, это нужно помнить. В любом случае не говорить, что «это нужно повторить». Нужно позиционировать в контексте «никогда снова», потому что последствия этой войны все помнят.
— Есть примеры, когда 9 Мая объединял народы?
— Были такие примеры, когда в Украине праздновали 9 Мая. Все это было чувством праздника, понимания того, что из года в год есть люди, благодаря которым мы можем жить, учиться, планировать будущее. Школьники выходили на улицы, встречали ветеранов войны с цветами. Это было общим праздником. Все пытались показать, что это имеет значение.
Но, начиная с аннексии Крыма, пришло осознание, что этот день — это присвоение и переписывание истории Россией, способ узурпировать праздник.
— Какие еще вы знаете даты и события, которые стали выгодны пропагандистам и они успешно используют их в своих целях? Что еще может быть поводом для того, что российская пропаганда начала обесценивать определенные мероприятия?
— Если мы говорим про украинский контекст, то, безусловно, Россия в своих Telegram-каналах, социальных сетях рассылает такой месседж, что признание независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики — это освобождение людей от так называемого нацистского киевского режима. Опять-таки вот этот образ Украины как страны нацистов из года в год повторяется российскими пропагандистами через все возможные каналы.
Также оккупация Крыма. Фактически мы видим, что на тот момент, когда наша территория была аннексирована и весь мир признал, что это незаконно, РФ подает это как праздник, возвращение Крыма назад.
Мы видим, что Россия пытается найти сакральные даты, на которых и строится идея, что она страна-миротворец. Безусловно, это очень ярко воспринимается и откликается в сердцах россиян и русскоязычного населения, тех, кто уехал оттуда, но продолжает поддерживать эту политику.
— Поддавались ли влиянию пропаганды лично ваши знакомые? Если да, то какие нарративы использовались?
— Поскольку я работаю с дезинформацией и пропагандой, то стараюсь максимально заниматься не дебанкингом, а пребанкингом. Поэтому все эти нарративы — это попытки исследовать, как будет себя вести российская пропаганда, и с прогнозом на перспективу, какие нарративы могут появиться.
Но могу сказать: мы исследовали непосредственно медиапространство и увидели, что между разными государствами есть некоторое определенное совпадение в плане тех нарративов, которые РФ расширяет. Очень интересно наблюдать, как они пытаются «словить» аудиторию и бить туда, что может ее зацепить.
Например, они продвигают идею, что наши временно оккупированные территории Донецка и Луганска были провозглашены как ДНР и ЛНР. Россия в Telegram-каналах распространяла информацию, что это будет попытка дать больше возможностей тем людям, которые там проживают. Вот эта идея апеллировать к Советскому Союзу, она очень болезненно воспринимается старшим поколением.
Если говорить про молодежь, то там обычно свои каналы распространения этих нарративов. На временно оккупированных территориях, например, пропаганда пытается разгонять посыл про предательство Киева и что те области, которые оккупированы, даже Запорожская, не нужны Киеву и так далее. Российская пропаганда подбирает ключи под каждую аудиторию. До 24 февраля прошлого года встречались люди, которые все-таки задумывались, что РФ — вполне неплохой вариант для Украины. Не нужно исключать такую категорию людей, потому что к ним тоже нужно подбирать ключи и пояснять, что это один из методов роспропаганды.