Как в День прав человека депутаты наплевали на граждан, которые их избрали.
10 декабря 2015 года. Начало десятого ночи. От «Белого дома» одна за другой отъезжают дорогие депутатские машины – одна круче другой. Лишь Евгения Строкова (фракция СДПК) скромно семенит к проспекту Чуй. Два постовых, чтобы как-то развеяться, громко интересуются (не у депутата, конечно, у нас – журналистов): «Вы из Жогорку Кенеша? Омбудсмена избрали?» Удивительно, что сотрудники правоохранительных органов настолько хорошо осведомлены о работе законодательного органа страны. Вместо «нет, не избрали» хочется разразиться тирадой… Впрочем, обо всем по порядку.
Неудавшееся а-та-та
Заседание в четверг, которое, безусловно, войдет в историю отечественной политики как ярчайший пример беспринципности и покорности, народные избранники начали с показательного «забрасывания камнями» председателя Национального банка страны. То требовали от молодого чиновника чуть ли не на крови поклясться, что доллар не будет расти, то в 125-й раз переспрашивали, почему-таки проклятый американец ползет вверх. Как показывает практика, нардепы не слушают друг друга, а потому считают, что именно их вопрос единственный и уникальный. И пока очередной умник занимается самолюбованием, грустят лишь журналисты и докладчики, которые держат ответ перед депутатами. Совсем как в анекдоте про выученные уроки: мать охрипла, дочь оглохла, соседи выучили наизусть.
К чести главы Нацбанка, держался он хорошо. Видимо, поднаторел в ходе заседаний парламентских комитетов. Толкунбек Абдыгулов четко отвечал на все вопросы, называя каждого депутата по имени-отчеству. Хотя не секрет, что сами законодатели порой умудряются ошибаться в именах коллег. Даже несмотря на упреки лидера фракции «Онугуу-Прогресс» Бакыта Торобаева в том, что руководитель НБ КР не в курсе, сколько граждан и в каком объеме получили кредиты в отечественных банках (их в стране более 20 – прим. ИА «24.kg»), сделать из Толкунбека Абдыгулова мальчика для битья у депутатов не получилось.
Проигранная война
Зато оторвались нардепы на вице-премьер-министре Олеге Панкратове. Представители президентской СДПК, два лидера – руководитель фракции социал-демократов Чыныбай Турсунбеков и спикер парламента Асылбек Жээнбеков - упрекнули правительство в том, что оно поздно представило Жогорку Кенешу документ для ратификации. Речь о проекте с не совсем понятным названием «Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС».
Ратификация документа необходима для завершения процедур, после которых Казахстан могут принять во Всемирную торговую организацию. Причем тут мы? А перед вступлением соседняя республика должна была договориться со всеми партнерами по другим экономическим союзам, в том числе ЕАЭС, о некоторых нюансах ведения торговли. В частности, протокол предполагал, что по 1300 товарным позициям таможенная ставка в РК теперь будет ниже, чем в КР.
Понимаете? Говоря словами атамекеновца Каныбека Иманалиева, мы впервые в истории приняли документ, который на 10 процентов сократил наш валовой оборот. Если не вдаваться в экономические тонкости, то, как сказал бирболовец Акылбек Жапаров, теперь весь товаропоток из Турции и Китая пойдет в Казахстан, а не в Кыргызстан.
В соответствии с процедурой подобные документы Жогорку Кенеш обязан принимать в трех чтениях и лишь после обсуждения всеми фракциями парламента. Несмотря на то что официально его внесли 7 декабря, то есть в начале недели, протокол с космической скоростью одобрили три парламентских комитета, шесть фракций и весь парламент. И, конечно, сразу в трех чтениях.
Стоит признать, что были голоса, взывавшие к разуму и порядку. В понедельник на заседании комитета по международным делам, обороне и безопасности возмущался Каныбек Иманалиев, напомнив, что когда Кыргызстан вступал в ВТО, казахи мурыжили нас полгода. Но благодаря представителю президента в Жогорку Кенеше документ «продавили».
На следующий день заартачился комитет по экономической и фискальной политике, где заместитель председателя Дастан Бекешев (фракция СДПК) недоумевал, что кабмин просит депутатов принять документ, розданный за час до заседания. «Как мы, не читая, будем обсуждать?! Я не могу логику понять», - негодовал он, обращаясь к представителю правительства в ЖК, уговаривавшую депутатов: вы, главное, включите вопрос в повестку дня… В итоге документ обсудили, но за закрытыми для прессы дверями.
Видимо, потому, что, как констатировал экс-министр финансов Акылбек Жапаров, правительство не воспользовалось ситуацией, при которой «можно было бы урегулировать вопросы с Казахстаном» - решить вопросы допуска в РК мясной и молочной продукции из КР, поставок угля и зерна за тенге, а не за доллары, и прочие. Вопрос вступления соседней республики в ВТО был единственным рычагом, который в свое время использовали для выбивания $27 миллионов, которые задолжала Кыргызстану Украина.
Как прошло заседание комитета по бюджету и финансам, и вовсе осталось загадкой, потому что собрались они, как выяснилось на следующий день, экстренно. Причем в то время, когда шла сессия Жогорку Кенеша, что противоречит установленному порядку, ведь заседания комитетов проводятся лишь по понедельникам и вторникам.
Почти «попытка №5»
Этим и объясняется, почему в среду, 9 декабря, Жогорку Кенеш не обсудил набивший оскомину вопрос сокращения депутатских помощников и перенес его на четверг: боялись повторения итогов голосования недельной давности, когда постановление не набрало необходимого числа голосов. В четверг палата голосовала по этому вопросу в четвертый раз.
То, как парламент более месяца «оптимизировал» свою структуру и сокращал расходы, напоминало игру в кошки-мышки. Не только журналисты, но и депутаты не могли получить документы, касающиеся расходов и трат законодательного органа. До начала работы специально созданной комиссии на все документы наложили гриф «ДСП» - для служебного пользования.
Однако поступивший накануне в парламент проект бюджета страны на 2016 год продемонстрировал, насколько показушными были и вся депутатская бравада, и громогласные заявления лидера парламентской коалиции Чыныбая Турсунбекова о том, что Жогорку Кенеш «добился сокращения помощников».
Хотя не секрет, что закупленные еще в 2007 году 75 единиц Toyota Camry - не все, конечно, но многие из них - изрядно помотались не только по дорогам столицы, но и по регионам. И с точки зрения большинства депутатов (а это в основном люди небедные и имеющие авто классом повыше), «служебки» подрастеряли товарный вид и стали не столь комфортными. Так что отказ обошелся депутатскому корпусу дешевле, чем обслуживание и ремонт этих машин.
Но только не государственному бюджету. Во-первых, 10 служебных кадиллаков так и закреплены за спикером, его заместителями и лидерами парламентских фракций, ибо «государственный протокол требует». Во-вторых, неделю назад, когда еще не удалось протащить постановление о сокращении второго депутатского помощника, народные избранники дружно одобрили другую инициативу, а именно решили не отчитываться об использовании депутатского фонда.
Как известно, нардепы практически всегда получали какие-то надбавки сверх заработной платы - как представители народа, законотворцы и тому подобное. И если раньше назначение этих денег расписывалось, пусть и номинально, то теперь депутату вовсе не обязательно объяснять, как он истратит ежемесячные 40 тысяч сомов!
Что это значит? Среднестатистический депутат получает из госбюджета эти деньги и на вполне законных основаниях: а) чинит свою машину; б) заливает бензин - в каком количестве и для каких целей, мы теперь не узнаем; в) летает куда-то, делает шопинг или звонит в Гондурас (ну а вдруг у Кыргызстана с этой страной налажено межпарламентское сотрудничество?) Но мы об этом теперь не узнаем. Как говорил кот Матроскин, мы, можно сказать, его на помойке нашли, отмыли - чисто так, а он нам фигвамы рисует.
Зато 120 помощников (считай 120 семей) оставили с носом, кормя каждый день обещаниями, что их вот-вот примут на работу. Правда, 45 счастливчикам может и повезти, ведь теперь увеличатся секретариаты фракций.
Пусть и звонкий, но одинокий голос депутата Айнуру Алтыбаевой (фракция СДПК), предупреждавшей, что секретариаты фракций «не имеют ни законодательной, ни представительской функций, и у них ограниченные права», потонул в дружном хоре одобрямса. Такая вот оптимизация по-кыргызски.
Те же 50 миллионов сомов, которые якобы сэкономили при реорганизации структуры Жогорку Кенеша, выглядят бледно на фоне цифр, которые дает проект бюджета страны на 2016 год. Депутаты лукавят, говоря, что вместо выделявшихся когда-то 1,2 миллиарда сомов бюджет парламента теперь составляет 791 миллион 284 тысячи. И, видимо, намеренно «забывают», что есть еще аппарат ЖК (571 миллион 48 тысячи сомов), Управление делами (87 миллионов 859 тысяч), автопредприятие (100 миллионов 648 тысяч) и резервный фонд торага (30 миллионов сомов).
Конечно, кто-то скажет, что для такого огромного учреждения (120 депутатов и плюс-минус 1200 сотрудников) какие-то 1,6 миллиарда сомов вполне оправданны. Ведь тот же аппарат президента при небольшом числе сотрудников (около 200 человек) получит в 2016-м из бюджета около 200 миллионов сомов. Только зачем тогда заниматься очковтирательством и проводить липовые оптимизации, если общая численность сотрудников парламентского отдела кадров (как в аппарате, так и в управлении делами) осталась практически неизменной – 80 человек?
Но, видимо, оптимизация задумывалась совсем для другого. Теперь даже непосвященному понятно, что секретариаты укрепили с одной целью: усилить полномочия лидера фракции и партийной линии. Так сказать, шаг влево, шаг вправо – значок и мандат на стол!
Такие выборы…
И итоги голосования по кандидатуре Атыр Абдрахматовой, выдвинутой оппозиционной партией «Республика – Ата Журт» на пост омбудсмена, - яркое тому подтверждение. Как признались в беседе с ИА «24.kg» отдельные депутаты – и старожилы, и новички, никогда еще парламент не был настолько дежурным и послушным.
«Это выборы, и не надо делать из этого трагедии», - заметил спикер Асылбек Жээнбеков, закрывая в четверг заседание. Конечно, он имел в виду выборы акыйкатчи. Но, похоже, эти слова придется заучить и нам. Парламент только начал работать, но его первые шаги ясно дают понять: стране понадобится недюжинное терпение и изрядная доля пофигизма, чтобы спокойно взирать, как он «работает».
Отец сингапурского чуда Ли Куан Ю в свое время довольно просто объяснил феномен подобных народных избранников. «Высокая стоимость выборов являлась и является проклятием многих азиатских стран. Затратив значительные средства на избирательную кампанию, победители должны не только вернуть потраченное, но и накопить средства для следующих выборов. Эта система воспроизводит себя вновь и вновь», - написал он в своей книге. Естественно, для политиков недостаточно просто прочесть эту книгу. Желательно, чтобы они еще и претворяли в жизнь рекомендации гения государственного управления.
А пока остается надеяться, что не только депутаты, но и другие чиновники будут следовать словам нашего великого соотечественника Чингиза Айтматова, чей юбилей отмечается сегодня, 12 декабря: «Перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком. Сегодня, завтра, всегда».