В Кыргызстане в отсутствие глубоко проработанной и четко сформулированной идеологии государства в обществе подспудно прорастают естественные регуляторы жизни, которые определяют поведение людей, влияют на их отношение к своей стране, семье, воспитание детей. Одним из таких регуляторов на фоне моральной деградации, снижения образовательного и культурного уровня общества, девальвации общепризнанных ценностей, а то и роста агрессии продолжает оставаться человеческая совесть, которая не позволяет обидеть слабого, пройти мимо немощного, оскорбить старика, забыть подвиги предков.
В подтверждение этого в средствах массовой информации то и дело появляются материалы о том, что жители разных регионов страны, обладающие гражданским достоинством, общественным темпераментом, решили не на словах, а на деле показать, что такое святая память о героях, павших за свободу.
Все, что было не со мной, помню
Российское информационное агентство «Новости» 26 марта рассказало о жителе иссык-кульского села Корумду Таалайбеке Боромбаеве, который продал корову и на вырученные деньги воздвиг монумент в память о своих односельчанах - участниках Великой Отечественной войны. Его сестра Бактыгуль Боромбаева в интервью корреспонденту Sputnik сообщила, что ранее в селе, откуда на фронт ушли 119 человек и 79 полегли на полях сражений, не было ни одного памятника бойцам Красной армии - даже главе семейства Каалыйакмату Боромбаеву, который был командиром восьмого батальона прославленной Панфиловской дивизии.
Впрочем, одной коровой дело не обошлось. Пришлось зарезать еще одну и несколько баранов, чтобы кормить рабочих, которые возводили памятник, и гостей, пришедших на его открытие. «Всего на монумент из трех мраморных плит, на которых выбиты образ солдата и фамилии всех воевавших односельчан семейства Боромбаевых, ушло около $4 тысяч», - сообщает СМИ.
Этот народный памятник дорогого стоит. На фоне многомиллионных по стоимости частных пансионатов и особняков, которые возвели вокруг Иссык-Куля отечественные нувориши, он словно символизирует крепость дружеских, семейных, соседских связей и их нерушимость.
Но иначе жить нельзя, если…
Интернет-ресурс www.stanradar сообщил о жителе села Шекафтара Джалал-Абадской области Ришате Гизатулине, который взял кредит в 95 тысяч сомов, чтобы достроить и привести в порядок памятник бойцам Великой Отечественной. Возведенный 15 лет назад, со временем он приобрел непрезентабельный вид и требовал реставрации.
Журналисты рассказали: родители Ришата – участники войны. Мать работала в тылу на аэродроме, отец воевал на фронте. В память о них пожилой человек не стал ничего просить у местной власти, которая, по сути, и должны была отремонтировать памятник и содержать его в должном виде, а к юбилею как-то особенно расстараться, и если не было денег в бюджете, бросить клич, найти спонсоров, а может, и народную инициативу разбудить. Куда там!
У местного начальства Ришат Гизатулин взял только разрешение на реконструкцию. Задумав проект как «народный», он попросил знакомых дать объявление о сборе добровольных пожертвований, так как кроме потраченных 95 тысяч требовалось еще 50-60. Уже заказаны ели, брусчатка, декоративная решетка и многое другое. Центральное украшение памятника - стальной рельефный орден в виде звезды - Ришат изготавливает сам.
Глава сельской управы подтвердил, что помочь Гизатулину материально не может, так как местный бюджет на 98 процентов дотационный.
«Все работы по дополнению и реставрации памятника участникам ВОВ выполняют сам Гизатулин и его знакомые. Единственная стела, возвышавшаяся в центре села, как ожидается, станет выше и дополнится плитами из черного гранита, на которых будут выбиты 90 фамилий участников войны и работавших в тылу из села Шекафтара Чаткальского района Джалал-Абадской области», - сказано в информации.
«На меня многие смотрят как на сумасшедшего и не верят, что такие люди еще есть. Но если кто-то корову продал ради такого дела, значит, я не один», - иронизирует Ришат.
За себя и за того парня
К числу истинных патриотов, граждан своего отечества по праву относится и необычный ветеран Асек Урманбетов, о котором сообщает www.vb.kg. В свои 92 года он полон сил и энергии, а главное – желания помогать людям. На днях он передал более 300 тысяч сомов четырем районным управлениям социального развития Бишкека и Аламудунского района. А они должны раздать эти деньги нуждающимся.
Как пишет автор материала, в 2004 году он организовал Общественный фонд «Ак Жол», который помогает пожилым людям, инвалидам, труженикам, беспризорным детям, молодым семьям, детсадам и школам.
Асек Урманбетов – писатель и поэт. Гонорары за свои произведения он жертвует нуждающимся. Кроме того, фонду помогают добрые люди. «До этого мой фонд уже жертвовал на благотворительность 490 тысяч сомов, а теперь еще 310 тысяч. Пусть это будет моим подарком к 70-летию Победы», - говорит ветеран, уроженец села Саруу Джети-Огузского района Иссык-Кульской области.
По сути, человек выполняет функцию государства, которое создано для того, чтобы беречь, охранять своих граждан и в случае нужды поддерживать материально.
Грудью защитившие страну
Справедливости ради скажем, что в последние годы о ветеранах государство все-таки заботится. На днях президент КР Алмазбек Атамбаев подписал указ об увеличении пожизненной пенсии ветеранам до 10 тысяч сомов. Кроме того, им положено бесплатное медицинское обслуживание. Есть у них и другие категории помощи и выплат. И это замечательно. Однако, как подумаешь, сколько участников и инвалидов ВОВ осталось в стране и что число это стремительно сокращается, то вроде не сильно и расстарались.
«У меня есть данные на 1 марта 2015 года и по области, и по каждому району, но я дам цифры по всему Кыргызстану, - сказал ранее в интервью ИА «24.kg» председатель Совета ветеранов войны и труда Чуйской области Аскар Жумагулович Жумагулов. - На данное время инвалидов войны в республике проживает 316. Участников больше, их 776.
Несовершеннолетних узников концлагерей - 32, блокадников Ленинграда - 33. Все они дополнительно к пенсии получают по 7 тысяч сомов.
Есть еще несколько категорий граждан, имеющих отношение к ВОВ и получающих пособия. Это труженики тыла с инвалидностью. В КР их 789. Им выплачивают по 2 тысячи сомов. Тружеников тыла без инвалидности в республике 3 тысячи 941, им положено по 1 тысяче. Также по 1 тысяче сомов получают семьи погибших в ВОВ (их 32), вдовы инвалидов (1 тысяча 805), вдовы участников ВОВ (2 тысячи 407) и вдовы блокадников (их всего двое). И с каждым годом этих людей становится все меньше».
Время счет ведет вековым пером
Уходят ветераны. Чтобы успеть сохранить их горькие и одновременно веселые воспоминания о войне, записать добрые слова о прошедшей в лихолетье молодости, о нашей общей истории, многие СМИ публикуют статьи о фронтовиках. ИА «24.kg» уже несколько лет ведет рубрику «Великая Победа». Не забывают ветеранов и гражданские активисты.
На интернет-форуме «Дизель» читаем сообщение о том, что началась ежегодная традиционная акция «Я помню! Я горжусь!»
Уже идет сбор денег, предстоит позвонить всем ветеранам домой, привезти им к празднику подарки. А это значит, потребуются и люди, и средства, и транспорт. И кыргызстанцы готовы помогать. Многие откликаются на призыв.
Организаторы напоминают, что передать деньги можно «из рук в руки» в проверенных точках сбора, которые работают только стационарно. «Никаких «выездных» точек сбора на базарах у нас нет! – предупреждают они. - Будьте бдительны! И, пожалуйста, не откладывайте это на последний день». На форуме сообщают, что обращаться можно по телефонам: (0555) 58 76 44, (0555) 92 35 65, (0555) 82 51 55, (0551) 33 28 82. Пароль «Дизель».
«Вступаю в ваши ряды. Есть машина и огромное желание сделать приятное и доброе дело», - пишут читатели в ответ на сообщение. Они понимают, что остались считанные разы, когда еще можно успеть поклониться ветеранам «за тот великий бой», поклониться «всем миром, всем народом, всей землей»…
Размышляя о событиях в Кыргызстане, происходящих в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне, понимаешь, что они являются ярким подтверждением того, что люди не хотят мириться с равнодушием чиновников и властей, им претит деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, умышленное занижение значимости подвига соотечественников. Допустить это им не позволяет совесть.