Недавно во Вьетнаме завершились Азиатские пляжные игры. Одним из лучших в составе сборной КР был Муртазали Муртазалиев, выигравший «бронзу» на турнире по джиу-джитсу. Он показал отменную технику, и лишь травма помешала ему бороться за «золото». О выступлении на играх и своей спортивной карьере борец рассказал ИА «24.kg».
Путь к мечте
- Вы ведь не сразу занялись джиу-джитсу?
- Родился в 1988-м в Таласе, еще в детстве переехал в Бишкек. Любовь к спорту привила мама: когда мне было пять лет, стала водить на карате. Тренировался около года. Потом несколько лет параллельно занимался плаванием и большим теннисом. В 14 начал боксировать и посвятил этому около семи лет. Правда, на турнирах из-за проблем со зрением не выступал. Немного занимался вольной борьбой.
Когда был маленьким, смотрел трансляции турниров с участием выдающегося бразильского бойца Ройса Грейси. Он стал моим кумиром. Решил тоже заняться джиу-джитсу. Но в Кыргызстане его в то время не культивировали.
В 2008-м отправился учиться в Малайзию. Именно там смог осуществить мечту и заняться джиу-джитсу. Этот вид спорта затягивает, западает в душу, и представить свою жизнь без него уже невозможно. Я в него просто влюбился.
Получив диплом, вернулся в Кыргызстан. Открыл спортзал. Тренеров по джиу-джитсу в стране не было, пришлось приглашать иностранцев. Вначале у нас работал специалист из Франции, затем два бразильца. В 2012-м создали свою федерацию. Ее возглавил мой младший брат Абдурахман.
- На какой вид единоборств похоже джиу-джитсу?
- На вольную борьбу. Только в джиу-джитсу, в отличие от нее, разрешаются болевые и удушающие приемы. Но больше всего оно похоже на грепплинг. Отличие лишь в форме борцов. У нас выступают в кимоно, а в грепплинге – в рашгарде (футболке) и шортах. Выступаю на турнирах по обоим видам. Являюсь двукратным чемпионом Азии (по грепплингу и джиу-джитсу), бронзовым призером чемпионата мира по грепплингу. Побеждал на престижном международном турнире по джиу-джитсу в Таиланде.
Борьба в кимоно мне нравится намного больше. Она делает человека невероятно техничным, и он осваивает солидный арсенал приемов.
Двойной удар
- На Азиатских играх у вас были сильные соперники?
- Да, с такими технарями бороться прежде не приходилось. Самые крепкие приехали из Иордании, Бахрейна и Филиппин. У всех за спиной продолжительная спортивная карьера – 12-17 лет.
Бахрейнец показал высший класс. В полуфинальной схватке с ним я и получил травму. На правой ноге порвал внешнюю связку, а на левой - мышцу бедра. Соперник не хотел нанести мне травму, он выполнял прием «свип» - хотел меня перевернуть. Но я уперся, и в какой-то момент ноги «хрустнули». На восстановление нужен месяц.
Травмы, кстати, могло и не быть. В схватке с бахрейнцем я вел в счете, но в самом конце ему ни за что присудили очко. Мне пришлось рисковать… На поединок за третье место я выходил уже с повреждением. Несмотря на это, взял верх.
«Бронза» на Азиатских играх не только моя заслуга. На тренировках мне здорово помогают ребята из нашего клуба. Но вообще специалисты предрекали мне не третье место, а первое. Мне стыдно, что так получилось. Буду серьезно пахать, чтобы оправдать ожидания людей.
- Ваш младший брат тоже участвовал в Азиаде и стал пятым…
- Штаб международной федерации находится в ОАЭ. Судьи на играх были оттуда. Они же являются тренерами, и в турнире участвовали их воспитанники. Абдурахману дважды попадались представители ОАЭ. Оба раза его засудили. Наши претензии не увенчались успехом. Он тоже был достоин медали.
Уровень Азиатских игр очень высок. Но судейство испортило впечатления. С этой проблемой столкнулись не только мы. Своих арабы тащили за уши.
Нет худа без добра
- Раньше получали травмы?
- Да, причем серьезные. Одну из них (грыжу шейных позвонков) залечивал 1,5 года. Это был переломный момент для меня. До того штангу весом
А вообще наш вид нетравмоопасен.
- Ребята приходят заниматься, чтобы стать спортсменами или научиться самообороне?
- Мало тех, кто мечтает о спортивной карьере. У многих нехорошая мысль: лишь бы подраться. Таких мы перевоспитываем. Через пару месяцев тренировок они говорят: и как мы раньше жили без джиу-джитсу?!
Вера в себя
- Какие планы у федерации?
- Через два месяца отправимся в Польшу на чемпионат мира. Рассчитываем, что с поездкой поможет государство.
- Раньше помогало?
- До этих Азиатских игр – нет. Никто из спортивных чиновников нас всерьез не воспринимал, говорили, что у нас всего один зал и подготовить сильных ребят мы не можем. Перед этой Азиадой у нас даже не было тренировочных сборов.
Начальник отдела спортивно-массовой работы Госагентства КР по делам молодежи, физической культуры и спорта Канат Арпачиев поверил в нас и помог с поездкой во Вьетнам. Хотя на самой Азиаде в глазах некоторых чиновников читалось: вы сюда приехали как туристы, и ничего вам не светит. Мы показали свой уровень. Отношение к федерации меняется. Надеемся, теперь нас будут поддерживать постоянно.
- Сколько лет еще думаете выступать?
- Завершать карьеру пока не планирую. Чувствую себя здорово. Даю фору молодым. Хочу, чтобы мои турниры проходили гладко и без травм.
В будущем хочу стать тренером. Планирую поступить в Академию физкультуры и спорта и получить соответствующее образование.
- Вас не приглашали за границу?
- Знакомые из Германии оценили мой уровень и позвали в Берлин работать тренером. Приглашали тренировать в Новосибирск. Вариант с Германией я не исключал, но по семейным обстоятельствам остался в Кыргызстане. Недавно женился и уже никуда не уеду. Надеюсь, принесу немало пользы на родине!
Благодарен папе Шамилю и дядям Алигаджи и Абдуллаху. К нашему с братом занятию спортом они относятся с пониманием и поддерживают в любых вопросах. Уверен, мы добьемся того, что кыргызстанцы будут регулярно побеждать на крупнейших международных турнирах.