Власти страны, стремясь к развитию предпринимательства, в последние годы сократили многочисленные проверки различных госорганов. В результате некоторые бизнесмены ощутили не только поддержку и свободу, но и вседозволенность, которая, как показывает практика, может привести к печальным последствиям и даже жертвам.
Так называемую инвентаризацию автозаправочных станций решили провести сотрудники Госэкотехинспекции. Своеобразный рейд они начали с АЗС, расположенной на улице Ахунбаева, рядом с Ботаническим садом.
Оператор станции Айбек Жушалиев, увидев людей в форме, спешно начал звонить своему руководству и лишь затем подошел к проверяющим и выслушал их замечания. Их начал перечислять заведующий отделом промышленной безопасности Госэкотехинспекции Аман Махмутов: «Во-первых, у вас нет удостоверения, подтверждающего, что вы прошли специальные курсы и имеете право работать на АЗС. Резервуар под давлением, в нем газ, который в случае утечки может взорваться. По нормам он должен находиться под землей, как это сделано на соседней АЗС. Также есть сомнения, что данный сосуд зарегистрирован в реестре Госгортехнадзора. Кроме того, отсутствуют инструкции и схемы».
Около получаса проверяющие и представители СМИ ждали, когда приедет руководство, но оно так и не появилось. Сотрудники Госэкотехинспекции попросили оператора передать свои координаты его начальству.
Считаем уместным уточнить, что это была не проверка, а всего лишь инвентаризация, то есть наложить штраф сотрудники госорганизации в этот момент не могли. Только после разрешения Министерства экономики они имеют право проводить проверки и наказывать за подобные нарушения. Кстати, о наказании: максимальный штраф составляет всего 5 тысяч сомов, но и его выписать бывает некому.
Проверяющий орган не может узнать, кто является владельцем АЗС, ведь для организации проверки нужен идентификационный номер предпринимателя, а получить его, как выяснилось, практически невозможно. Операторы не выдают своих работодателей, а те, в свою очередь, во время проверок просто исчезают.
Следующая АЗС расположена на улице Анкара. Если на предыдущей точке топливо хранилось в закрытом контейнере, то на этой станции на резервуары попадают прямые лучи солнца, и запах газа чувствуется в нескольких метрах от емкости. А это утечка, считают специалисты. Работники станции, мужчина и женщина, пообещали срочно вызвать владельца бизнеса, но через 15 минут сообщили, что тот приехать не сможет, поскольку находится за пределами города. Операторы сказали, что они работают всего два месяца, и поэтому еще не успели устранить нарушения.
Вопрос, надо ли вообще начинать работать с нарушениями, адресован уже не к ним.
Следующий объект также расположен на улице Анкара. Владелец станции, увидев людей в форме, сразу представился и сказал, что имеет все необходимые документы. Жолдош Шопоков заверил, что эту АЗС открыл совсем недавно.
«Нас проверяют регулярно, у меня есть разрешительные документы. Заправка моя расположена в Восточной промзоне, жилых массивов вокруг нет. Вы посмотрите, как продают газ в частном секторе: жильцы подвергаются постоянной опасности», - сказал он.
Но и Жолдошу Шопокову пришлось согласиться с тем, что у него нет инструкции, как правильно заправлять газ, да и женщина-оператор не носит специальную форму.
Едем дальше. Удостоверение личности вместо разрешительного документа показал оператор ООО «Келечек газ». Парень утверждал, что проходил специальные курсы, однако ответить, где именно, затруднился. Здесь та же беда, что и на предыдущих АЗС: резервуар для топлива установлен над землей, а не вкопан в нее, как предписано правилами. В случае взрыва могут пострадать прохожие и проезжающие по трассе люди. А это, согласитесь, серьезное нарушение.
«Это своего рода взрывчатка. Если посчитать в тротиловом эквиваленте, получается пять килограммов. В случае взрыва расположенное рядом здание разрушится, и машины – посмотрите, какой их поток! - тоже пострадают», - утверждает Аман Махмутов.
В столице около 15 тысяч машин заправляется газом. Многие переходят на данный вид топлива в целях экономии. Владельцы иномарок даже не знали, что необходимо время от времени проверять бак. Также у них должно быть разрешение заправлять свою машину.
Совсем недавно найти АЗС, где можно было бы заправить автомобиль газом, было не так просто. Однако в последнее время количество таких точек заметно увеличилось. Спрос рождает предложение. Вероятно, потребителям пора спрашивать не только саму услугу, но и то, как предприниматель соблюдает технику безопасности. А тем, кто начал бизнес в спешке, придется чуть притормозить и выполнить все условия.
Подобные проверки начались по всей стране. После получения информации о том, сколько в КР законных и незаконных АЗС, Госэкотехинспекция, выявив грубые нарушения, будет не только штрафовать владельцев, но и закрывать станции.
Добавим, что в КР разрабатывается законопроект, согласно которому штрафы за подобные нарушения будут увеличены.