00:46
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Объезд мэра. Повышение тарифов на транспорт и электронное билетирование

Второй день подряд мэр Бишкека Албек Ибраимов выходит в народ. Накануне он знакомился с проблемами озеленения, освещения и санитарной очистки города. Сегодня изучал работу общественного транспорта, муниципальной пекарни и «Бишкектеплоэнерго».

Первым делом отправились в Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие (БПАТП), где продемонстрировали десять новых автобусов, работающих на газе, которые нашей столице подарил город Урумчи. Китайские специалисты обучают отечественных водителей тонкостям вождения. Уже к 29 апреля — Дню города — новенькие машины могут выйти на линии. Эксплуатационный срок рассчитан на семь лет.

— Экономия — от 20 до 30 процентов только на горюче-смазочных материалах. В будущем будем закупать автобусы только на этом виде топлива. Они экологически чище, меньше выхлопных газов. Строим планы, думаю, в течение двух лет у нас полностью обновится парк, — рассчитывает мэр.

Автобусное кладбище

Сейчас же проблема в имеющихся автобусах. Всего их на балансе БПАТП 455, из них больше 200 — в нерабочем состоянии. Депо и в самом деле напоминает кладбище. Ряды разноцветных китайских автобусов, закупленных в бытность мэра Наримана Тюлеева (за что он в настоящее время и отбывает наказание), стоят без колес, без окон и с нерабочими двигателями. Часть разбитых машин хранится еще со времен апрельской революции 2010-го и даже мартовских событий 2005-го. Часть будет списана после подсчетов остаточной стоимости, 115 единиц планируют отремонтировать.

По словам начальника управления городского транспорта Болота Мамышева, на ремонт первой партии из 30 машин потребуется около 8 миллионов сомов. Среди первостепенных проблем предприятия он называет обновление подвижного состава.

— Городу нужно 800 автобусов, чтобы произошла полная замена. А каждый день на линии выходит до 120 машин. Предприятие наше убыточное, потому что тарифы низкие. В год из бюджета мэрии на проезд льготной категории граждан дотируется 140 миллионов сомов.

— Каким должен быть тариф, чтобы предприятие не было убыточным? — спрашиваю чиновника.

— Проезд должен стоить 12 сомов, а сейчас — 8. Мы ежегодно направляем свои предложения в мэрию, но нас не поддерживают.

Тарифы не повысят. Пока

— В этом году повышать тарифы на проезд в муниципальном транспорте не планируется, — заверил мэр Албек Ибраимов, отвечая на вопрос ИА «24.kg». — В следующем году — посмотрим, все зависит от цены на ГСМ. В себестоимости перевозок 60 процентов приходится на ГСМ. Если цены на топливо снижаются, значит, об увеличении тарифов речи нет.

Еще один наболевший вопрос — бусики, создаюшие настоящий хаос на дорогах. Муниципалитет неоднократно обещал упорядочить их деятельность и освободить от маршруток центр города. Но пока альтернативы нет, признался градоначальник, а потом и вовсе заявил, что конкурс на маршруты в 2016 году проводиться не будет.

Конкурс на маршруты должны были провести уже несколько лет назад, после того, как городские депутаты разработали и утвердили специальное положение. Вице-мэр, курирующий данный вопрос, Геннадий Милицкий осенью 2015-го заявлял, что это «первоочередной вопрос, поскольку он вне правового поля». «Непонятно, на каких условиях сейчас работают маршрутки. Это первое, что нужно узаконить. В течение нескольких недель постараемся доработать маршруты, оптимизировать их, опубликовать. А на всю процедуру, думаю, уйдет несколько месяцев», — говорил он.

Сейчас, получается, планы изменились, бусы продолжат работать по-прежнему. Непонятно только, для чего депутаты утверждали положение?

— Сейчас мы проводим оптимизацию маршрутов. Подготовили изменения по 50 из них, независимо от проведения конкурса будем изменять схемы. Те маршруты, которые дублируют муниципальный транспорт более чем на 50-70 процентов, поменяем. Некоторые, возможно, вообще будем убирать. Тем самым будет сокращено количество бусов, — сказал Геннадий Милицкий ИА «24.kg».

Об этом, кстати, горожанам говорили не раз. Но воз и ныне там. Значит, и порядок на дорогах установится не скоро. Ежедневно на линии по городу выходит примерно 2,5 тысячи микроавтобусов по 118 маршрутам.

— Мы понимаем, что заменить маршруты довольно болезненно. Но их много. Плюс получили 10 новых автобусов, в конце 2016-го — начале 2017-го должны поступить 50 троллейбусов. Водители будут востребованы, — добавил вице-мэр.

В БТУ он рассказал о появлении бесплатного wi-fi в троллейбусах. Wi-fi-роутеры установлены по маршрутам № 8, 10 и 11.

В конце марта 2016-го сотрудники управления бастовали. После этого сняли руководство, сейчас обязанности начальника исполняет главный инженер. С апреля мэрия пообещала увеличить зарплату водителям троллейбусов на 30 процентов.

— А план убрать не можем: муниципальный транспорт должен приносить прибыль. Этот конфликт всегда был, есть и будет, — заметил Геннадий Милицкий.

Срок — до конца года

Давно в Бишкеке говорят и о внедрении электронного билетирования.

— Необходимо поставить терминал, считывающий электронный билет, уже договорились с банками, чтобы можно было купить проездной. И единственная самая большая проблема — на каждую дверь общественного транспорта устанавливать турникет. Ведем активные переговоры. Думаю, что до конца года электронное билетирование будет налажено, — предположил мэр города. — Это позволит увеличить сборы, улучшить контроль, что обеспечит условия для развития предприятия.

Хлебушек — хорош

...В муниципальной пекарне Албек Ибраимов отведал сухарей и свежего хлеба.

— Производство новое, запущено в 2015-м, рассчитано на 30 тысяч булок в сутки. Пока мы выпускаем от 8 до 10 тысяч булок. Есть большая проблема со сбытом. Раньше мы поставляли хлеб в 120 соцобъектов, а сегодня участвуем в тендерах на общих основаниях. Поставляем продукцию в 59 соцобъектов, реализуется хлеб и в киосках, 400-граммовая булка стоит 12 сомов, в обычных магазинах цена составляет 15-17 сомов, — рассказал директор пекарни Эркин Казакбаев.

Хорошо все и в «Бишкектеплоэнерго»

— У нас 60 котельных, все отремонтированы. Особое внимание нужно обратить на теплотрассы, которые морально и физически устарели, изношены. Только за зиму на одном участке было 16 прорывов. Хорошо, что налажена работа аварийно-ремонтной бригады. Любую аварию в течение одного-трех часов ликвидирует, — рассказали представители предприятия.

А денег нет

— Мы постоянно проводим реконструкцию котельных. Изыскиваем средства, но не всегда находим. Неоднократно направляли письма, чтобы нас включали в титульный список строительства. Безрезультатно, — посетовали сотрудники «Бишкектеплоэнерго».

— Бюджет развития у нас настолько маленький... Будет увеличиваться — будем включать. У нас же социально ориентированный бюджет, вы знаете, — констатировал мэр.

— Все проблемы налицо. Эта поездка — не для «просто посмотреть», а для принятия решений. Нужно воочию увидеть проблемы и начать принимать решения, — подвел итог своего объезда Албек Ибраимов.

Уже завтра утром он посетит новые объекты — водозаборы Башкара-Суу и Орто-Алыш. А там, глядишь, и решения принимать начнет.

Бизнес