В Кыргызстане по-прежнему остается актуальной тема намаза в государственных и общественных организациях. Можно ли совершать религиозные обряды, если они противоречат Трудовому кодексу? ИА «24.kg» представляет подборку мнений экспертов.
Орозбек Молдалиев, экс-глава Госкомиссии по делам религий:
- В Трудовом кодексе четко прописано, что работник может заранее оговорить с работодателем условия работы. Скажем, человек может на час продлить обеденный перерыв в пятницу и отработать этот час в другое время. Что касается случая с врачом, который, сославшись на необходимость совершить намаз, не принял больного ребенка, скажу: согласно Шариату врач обязательно должен был помочь ему. Верующему прощается пропуск времени намаза, если это было сделано по служебной надобности.
Кадыр Маликов, директор аналитического центра «Религия, право и политика»:
- Да, мы светское государство, но это не значит, что не нужно учитывать права верующих. Причем любой конфессии. У нас абсолютное большинство населения считает себя мусульманами. Ничего страшного не будет, если, скажем, в пятницу обеденный перерыв увеличится до двух часов. На экономику это не повлияет по той простой причине, что ее попросту нет. Она есть в частном секторе. А частный сектор работает как ему выгодно, в этом плане он гибкий. В госструктурах же продление работы на час тоже ничего не решит. Признаемся честно: когда требуется, сотрудники попросту сбегают с работы по своим личным делам.
В некоторых демократических государствах трудовым кодексом определено разное время отдыха для представителей различных конфессий. Это нормально, и там нет таких споров.
У нас же споры носят скорее идеологическую окраску, нежели правовую, а она приведет лишь к искусственному сталкиванию светских взглядов с религиозными. Поэтому необходимо искать золотую середину, нужно балансировать и учитывать мнение большинства.
Много криков о потере светскости. Но мы ее не потеряем. Светскость должна быть не агрессивной, не радикальной, не с атеистическим душком от СССР, а такой, как в европейских странах.
Светские законы должны быть нейтральными, то есть защищать интересы всех верующих по принципу равенства. Власть должна служить населению, находить баланс и учитывать права всех.
Еще один пример. Ежегодно в преддверии Нового года на правительственном уровне создают праздничную атмосферу. Развешивают баннеры, включают иллюминацию, звучат поздравления…
Что касается религиозных праздников, то они проходят обыденно. Да, в календаре они отмечены красным цветом, но ни баннеров, ни иллюминации нет, то есть не создается атмосфера праздника. А должно быть равное отношение ко всем.
Алмамбет Шыкмаматов, депутат Жогорку Кенеша:
- Врачи в первую очередь должны неукоснительно выполнять свои прямые функциональные обязанности и следовать клятве Гиппократа, которая обязывает врача помогать больному. Но если у него появляется уважительная причина (сам болен или надо совершить религиозный обряд), он должен оповестить руководство, чтобы оно обеспечило ему замену. Поэтому в данном конкретном случае, конечно, налицо вина врача, профессия такова, что речь может идти о жизни и смерти. Но есть и вина руководства учреждения, которое допустило подобный случай.
Запретить читать намаз мы тоже не можем. Это святое. Но злоупотреблять религией и на второй план отодвигать работу неправильно. На время, пока человек читает намаз, ходит в церковь или буддийский храм, руководство должно его заменить. Я считаю безответственностью, когда люди, прикрываясь религией, оставляют работу.
А вот продлить время обеда в пятницу до двух часов, я считаю, можно. Если запретить, то будет только нарастать противостояние государства и верующих. Главное - соблюсти восьмичасовой рабочий день. Но не нужно забывать и о правах неверующих. Нужно искать компромисс и ни в коем случае не запрещать.
Узарбек Жылкыбаев, депутат Жогорку Кенеша:
- Я мусульманин, но не поддерживаю тех, кто призывает к более активному вмешательству религии в светскую жизнь и правила. Что касается предложения продлить до двух часов обеденное время в пятницу, я против. Почему? Как в таком случае решить вопрос с теми, кто не совершает религиозные обряды? Почему они должны работать, скажем, до семи вечера из-за совершения обрядов некоторыми из своих коллег? Кому-то нужно забирать детей из садиков, школ…
Ведь никто не запрещает читать намаз. Есть свобода вероисповедания. Нужно найти компромиссное решение. Скажем, если бы вместо 40-часовой недели сделать 39-часовую и в пятницу на обед выделить два часа, то, думаю, такое решение нашло бы одобрение и у общественности, и у профсоюзов. Нужно учитывать права всех сторон.
А как у них?
Трудовые отношения с верующими в разных странах организованы по-разному.
- К примеру, в Иране, где подавляющее большинство населения составляют мусульмане, пятница объявлена нерабочим днем. Этим снята проблема с выделением времени на молитву во время рабочего дня.
- В США в январе 2016 года на одном из мясокомбинатов одновременно уволили более сотни рабочих, которые коллективно ушли молиться во время работы. Глава компании объяснил такое решение убытками из-за простоя.
- В Германии на работу в школу не приняли учительницу, которая по религиозным соображениям носила платок и не собиралась его снимать во время урока. Она подала в суд, но две первые инстанции Фемиды приняли решение в пользу работодателя. Объяснение было следующее: школа государственная, а государство придерживается нейтралитета в отношении всех религий. Если позволить учителю носить платок во время урока, то есть демонстрировать свои убеждения, будет нарушен нейтралитет со стороны представителя государственного учреждения.