00:54
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

«Мне некогда, поживи в детдоме». Почему родители сдают детей в интернаты

В Кыргызстане растет число воспитанников детских домов и интернатов. По данным главы Лиги защитников прав ребенка Назгуль Турдубековой, сегодня в казенных стенах содержится более 13 тысяч несовершеннолетних, тогда как в 2015-м их было лишь 8,8 тысячи.

Расходы на здания, а не детей

«На содержание одного ребенка государство выделяет по 14 тысяч сомов в месяц. Большая часть денег — около 70 процентов — идет на зарплату сотрудников и содержание зданий, и только 30 процентов остается на ребенка. С учетом того что в одном учреждении находится более ста детей, то объект в год из бюджета получает до 14 миллионов сомов. Налицо неэффективное использование государственных средств для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», — сказала ИА «24.kg» Назгуль Турдубекова. 

При этом всего 4 процента детей — сироты. У остальных 96 процентов есть один или оба родителя.

По словам руководителя лиги, часть детей определяют в интернаты через суд. «Но во время мониторинга мы обнаружили, что два учреждения принимали несовершеннолетних по заявлению родителей. Ни одного решения суда я не увидела. А учреждения прекрасно финансировались в течение многих лет из республиканского бюджета. Их деятельность была незаконной», — подчеркнула Назгуль Турдубекова.

Правозащитники проводили проверки, ходили по айыл окмоту.

Сами главы айыл окмоту подтверждали: семья в достатке, благополучная, родители у ребенка есть. Просто они заняты и им некогда заниматься ребенком, поэтому его сдали в интернат по примеру соседей.

Назгуль Турдубекова

На чужие плечи

«У родительского сообщества уже стали вырабатываться интернатозависимость и беспомощность в вопросах содержания и воспитания детей. Родители перекладывают свою ответственность на государство. Тем более что государство бесплатно смотрит за своими маленькими гражданами. А как же Кодекс о детях, интересы ребенка?» — задалась Назгуль Турдубекова вопросом.

«Когда стали изучать эту проблему, то налицо оказались коррупционный интерес и очень большое сопротивление. Почему так происходит? Одна из причин — коррупционная заинтересованность чиновников. Сформировалась целая коррупционная схема, когда выгодно детей содержать в детских домах и интернатах», — добавила она.

А ведь мы прекрасно понимаем: у ребенка, который вырастает в казенном учреждении, без семейного окружения, шансы создать счастливую, благополучную семью снижаются. У него снижаются шансы быть полноценной, гармонично развитой личностью.

Назгуль Турдубекова
«Во многих странах (Грузия, Молдова, Украина) реформы в системе защиты детей в свое время возглавили первые лица, главы государств. Даже в Таджикистане уже стали возвращать детей в семьи, как и в Казахстане, в некоторых округах России. Молдова вообще закрыла все детские дома, 11 тысяч детей там вернули по домам. Грузия — то же самое. А у нас вместо снижения идут увеличение и огромное сопротивление в деле возвращения детей в семьи», — посетовала она.

Ответ министерства

Чиновники приводят свою статистику.

«Во всех интернатах — а их в стране 145 (частные, государственные, муниципальные, религиозные) — сегодня проживает и обучается около 12 тысяч детей. Несколько лет назад их действительно было чуть меньше, — признала главный специалист Управления по защите семьи и детей Минсоцразвития Назгуль Чолумова. — Но не все эти 12 тысяч детей находятся в трудной жизненной ситуации. Часть из них — около 5 тысяч — обучается в лицеях, гимназиях, статусных школах-интернатах и пребывает там круглосуточно, поэтому они и попали в статистику. За содержание некоторых детей родители даже вносят плату».

А в учреждениях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (их всего 9) обучается чуть больше тысячи детей.

Но, даже если учесть сирот и лицеистов, остаются еще тысячи оставленных на попечение государства детей. Кто они? Где их родители?

Закрыть старое, создать новое

Кстати, несколько лет назад был принят план оптимизации управления и финансирования детских учреждений интернатного типа на 2013-2018 годы. За их трансформацию в бюджет поступает грантовая помощь ЕС. 

«План оптимизации есть, и он реализуется, но в него входят всего 17 детских учреждений, — подчеркнула Назгуль Чолумова. — Поскольку по законодательству каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семейном окружении, мы стараемся вести работу по всей республике и возвращать детей в семьи».

На этом фоне тем более странным выглядит открытие... новых учреждений интернатного типа. Только за один год (2017-й) в регионах создано несколько таких объектов: Центр материнства и детства в Сузакском районе на 100 мест, детский дом на 60 мест в Панфиловском районе, образовательное учреждение на 200 мест в Исфане. Родители отдают туда своих детей по заявлению.

А в Министерстве социального развития только разводят руками и признают: «Конечно, это нежелательно, чтобы открывались новые интернатные учреждения для детей».

Когда мама лучше интерната

Если спросить любого ребенка о его самой сокровенной мечте, то он ответит — жить с мамой. Время, проведенное в интернате, не компенсируешь никакими деньгами, ведь оно будет безвозвратно утрачено.

Назгуль Турдубекова
Директор Центра реабилитации беспризорных детей (ЦРБД) Алексей Петрушевский подчеркивает: дети, выросшие в интернатах, не приспособлены к жизни.

«Девочки не могут даже приготовить обед, ведь в детдоме обеды и ужины готовят повара. Ребята не могут обустроить свой быт, навести порядок в комнатах. Они не могут составить и распределить свой бюджет в случае устройства на работу. А устраивают на работу их по остаточному принципу после окончания лицеев, чаще автомеханиками и швеями, никто профориентацию с такими детьми не проводит, не спрашивает, хотят ли они работать в этой области. Соответственно, никто не отслеживает, кто из ребят работает по профессии после окончания учебы», — сказал глава ЦРБД.

Если процентов 10 остается, то хорошо, остальные идут в свободное плавание, куда кем могут — разнорабочими, официантами, на стройку и так далее.

Алексей Петрушевский
«Есть случаи, когда родителей лишают родительских прав, а детей отправляют в интернат. Но дети на каникулы ездят к ним в гости, а девочки возвращаются после окончания интерната в тот же бомжатник, где мать пьет с мужиками, потому что им жить негде. Какой в этом смысл? Нужно закрывать интернаты и развивать институт фостерных семей. Да, это приемная семья, но дети там чему-то могут научиться, ходят в нормальную школу, легче социализируются», — подчеркнул он.

Популярные новости
Бизнес