Депутаты парламента Кыргызстана активно обсуждали события в Париже. Народные избранники призвали первых лиц государства осудить деятельность французского сатирического журнала «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo). О том, возможно ли повторение подобной трагедии в Кыргызстане, рассказал в интервью российскому агентству REGNUM заведующий отделом Средней Азии и Казахстана российского Института стран СНГ Андрей Грозин.
По его словам, «марши и крики после теракта в журнале отвлекли внимание от главных проблем — европейский мультикультурализм продолжает сталкивать страны ЕС в кризис с неприятными перспективами». В то же время Андрей Грозин подчеркнул, что «первые лица Кыргызстана, в силу своего статуса, обязаны занимать в данной ситуации позицию нейтральную, равняясь на мировой мейнстрим. Запад явочным порядком призывает считать свободу самовыражения первичной, главной ценностью, а религиозные убеждения — вторичной».
«Поэтому президент Кыргызстана может, как, например, лидеры России, выразить сочувствие, соболезнование семьям погибших, но не «рвать рубаху на груди», не детализировать, что хуже — малевать грязные оскорбительные картинки или стрелять в этих «художников». Так, собственно, все страны Центральной Азии и отреагировали — сдержанное сожаление, подчеркивание необходимости взаимного уважения и недопустимости насилия. В том числе, стоит полагать, и психологического, и информационного», — считает политолог.
- Учитывая рост радикальных религиозных настроений на юге Кыргызстана, могут ли события в Европе послужить толчком для «негласной борьбы с инакомыслием»?
- Такой вариант возможен. Более того, если справедливы многочисленные конспирологические теории о сознательном инспирировании расстрела в Париже, организаторы этого мероприятия и должны были рассчитывать на такой результат: все в мире конфликтуют со всеми, деньги утекают в единственную «тихую гавань», с единственным всем известным «обкомом». В Кыргызстане же мы уже видим, что отдельные парламентарии предпринимают шаги, практически являющиеся прямым экстремизмом. Ладно, выходка Турсунбая Бакир уулу, порвавшего флаг Израиля. Я почему-то, когда слышу о каких-то его очередных «перформансах», вспоминаю слова таможенника Храмова из «Начальника Чукотки»: «Чукчи — они ж как дети».
Реальная проблема усугубляется общим ростом «фонового исламизма» — и в республике, и в регионе, помноженного на теперь, после появления ИГИЛ, уже можно говорить — общемировой рост ультрарадикалистских направлений, ассоциирующих себя с исламом. В такой ситуации любой мелкий конфликт может выдать эффект, сравнимый с парижскими событиями.
Что касается однобокого подхода к таким нарушениям со стороны правоохранителей, это объясняется боязнью власти спровоцировать конфликт. Власть в республике слаба и боится ступать на тонкий лед адекватной реакции на любой экстремизм. Ну, например, я не могу себе представить, чтобы какой-нибудь общественный деятель в России или, скажем, в Узбекистане открыто похвалялся бы, что он «присягнул Исламскому государству» и раздумывает над возможностью «поехать на джихад». В России им заинтересовался бы Следственный комитет, а в Узбекистане… Даже не знаю, как корректно описать, что стало бы с таким «вождем народа».
- Толчком для открытой демонстрации нетерпимости к представителям других конфессий в Кыргызстане может послужить базарная драка, митинг, предвыборная борьба и так далее…
- Ситуация остается неустойчивой, власть и силовые структуры достаточно слабые, даже несмотря на то, что в 2014 году ситуация смотрелась лучше, чем в 2013-м или 2010-м. В то же время хаотизация процессов политической борьбы сохраняется и, наверное, будет усиливаться по всем понятным субъективным и объективным причинам. Поэтому, к сожалению, как и прежде, в Кыргызстане все возможно.
- Кыргызская журналистика зачастую раздувает скандалы, основываясь на слухах. В этой связи возможно ли повторение в КР событий, схожих с нападением на «Шарли Эбдо»?
Киргизия — страна на 80 процентов мусульманская, а потому не могу себе представить какой-то публичной демонстрации ультраантиклерикализма. Реализация извращенных представлений о свободе слова, которая несет не только оскорбление религиозных чувств множества людей, но и угрозу их жизни, угрозу гражданскому миру, угрозу государству, пока еще не пришла в Центральную Азию. В Кыргызстане нет традиции такой «вольнолюбивой мысли». И, на мой взгляд, это хорошо.