Премьер-министр Кыргызстана подписал распоряжение о расформировании Госслужбы по контролю наркотиков. После триумфального возвращения в 2010 году ведомство вновь стало ненужным. Чем так не угодила властям ГСКН?
Создать, чтобы отвергнуть
История этого ведомства начинается в 1993 году. Тогда президент страны Аскар Акаев подписал указ о создании национального органа, который должен был контролировать законный оборот наркотиков в стране.
- В период работы Госкомитета по контролю наркотиков (ГККН) Кыргызстан в 1994 году присоединился к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 1988 года.
Сотрудниками ГККН был разработан закон о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, принятый 22 мая 1998 года. В июне 2003 года Аскар Акаев подписал указ о создании на базе Госкомитета по контролю наркотиков Агентства по контролю наркотиков (АКН). Финансировалось оно сначала из средств Управления ООН по наркотикам и преступности.
После революции 2005 года и прихода к власти Курманбека Бакиева ситуация изменилась. Новому руководству страны комитет оказался не нужен.
- Курманбек Бакиев посчитал, что ведомство работает неэффективно и даже способствует распространению наркотиков в стране.
Поэтому в октябре 2009 года он подписал указ о ликвидации ГККН с передачей его функций по соответствующим направлениям - Министерству внутренних дел и Министерству здравоохранения. Критики заявляли, что теперь милиция будет «крышевать» транспортировку наркотиков, а коррупции станет больше. Были даже предположения, что службу расформировали из-за того, что семья Бакиева подмяла под себя наркобизнес.
История повторяется
В 2010 году в Кыргызстане произошла вторая революция. Президент бежал из страны, к власти пришла оппозиция. И служба по контролю наркотиков оказалась вновь востребованной.
- Из-за обострения наркоситуации и после трагических событий в июне 2010 года на юге республики указом президента от 17 августа 2010 года в Кыргызстане создана Государственная служба по контролю наркотиков.
Прошло шесть лет. Власти страны вновь взялись за реформы в правоохранительной системе и оптимизацию работы служб. После изучения действующей системы ненужной вновь оказалась ГСКН. Причины названы все те же – неэффективность работы.
Объясняя журналистам решение ликвидировать службу, председатель Совета обороны Темир Джумакадыров отметил, что показатели по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в МВД в несколько раз превышают показатели ГСКН. За 2015 год ГСКН раскрыла 18 процентов преступлений, а МВД – 80 процентов. Кроме этого, по количеству изъятых наркотиков на ГСКН пришлось 17,8 процента, на МВД - 81,2 процента.
На старые грабли?
И вот службу ликвидируют. Как и шесть лет назад ее функции передают Минздраву и МВД. Мнения специалистов по этому вопросу разнятся. Кто-то считает, что решение действительно важное и нужное. Дескать, именно так удастся постепенно уйти от дублирования полномочий в правоохранительных ведомствах.
Отдельные же эксперты уверены, что после расформирования ГСКН ситуация с незаконным оборотом наркотиков только ухудшится. Ведь теперь не будет хорошо подготовленных специалистов, которые вели планомерную борьбу с ввозом наркотиков из того же Афганистана. Такого мнения придерживается, например, председатель ОС ГСКН Батма Эстебесова.
«Общественный совет при ГСКН в целом поддерживает инициативы правительства, Совета обороны в проведении реформ в правоохранительных органах в условиях экономической нестабильности, дефицита бюджета. Но считает преждевременным, ошибочным и даже опасным решение по ликвидации ГСКН. Сегодня целесообразно говорить о необходимости повышения потенциала ГСКН, оптимизации деятельности, совершенствовании организационной, финансовой, кадровой политики и повышении эффективности работы», - считает Батма Эстебесова.
Пожалуйте вон
Для противников расформирования ГСКН власти подготовили и еще одно объяснение. Дескать, и в соседней России эту службу ликвидировали. Мы идем по их пути. Это действительно так. Указом президента РФ Владимира Путина от 5 июля 2016 года о совершенствовании госуправления в сфере контроля за оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции ликвидируется Федеральная служба по контролю наркотиков.
- При всей идентичности документов есть в них одно важное отличие – пункт №4 указа президента РФ. Касается он будущего сотрудников расформированной службы.
В нем четко сказано, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. За ними сохраняются воинские звания не выше полковника, засчитывается выслуга лет и сохраняются сроки предоставления отпусков.
- В кыргызском варианте указа о ликвидации ГСКН ни слова не сказано о судьбе сотрудников ведомства. Фактически через два месяца они окажутся просто на улице. А ведь это профессионалы своего дела.
Уже в феврале 2017 года Государственная служба по контролю наркотиков перестанет существовать. Когда это происходило при Курманбеке Бакиеве, за год объем изымаемых из незаконного оборота наркотиков упал в разы. Эксперты уверены, что ситуация повторится. Но сможем ли мы устоять перед наркоугрозой?