01:09
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Кыргызстан. Вилка религии

Споры о том, стоит ли запретить в Кыргызстане деятельность движения «Таблиги джамаат», ведутся давно. Эксперты отмечают, что именно из ее лона вышли многие экстремистские течения, адепты которых проповедуют ценности нетрадиционного ислама, а уничтожение неверных считают своим священным долгом. В 2009 году Госкомиссия по делам религий отмечала, что движение ведет деятельность, противоположную религиозной политике ДУМК. Однако «Таблиги джамаат» не тронули.

«В Пакистане и Афганистане много террористических организаций типа «Аль-моджахед», которые вышли из «Таблиги джамаата». Кроме этого, к «Исламскому движению Узбекистана» и «Исламскому государству» присоединяются кыргызстанцы, которые были членами «Таблиги джамаата», - пояснил аналитик Артур Медетбеков.

К слову, из стран ОДКБ только в Кыргызстане с подачи ДУМК разрешено это движение («Таблиги джамаат». - Прим. ИА «24.kg»). В свою очередь главный муфтий страны Максат ажи Токтомушев подчеркивает, что такое сообщество в муфтияте не зарегистрировано. То есть «Таблиги джамаата» на «островке демократии» де-факто не существует. «Даават» означает «призыв», «таблиг» - «доведение» (доведение до населения информации об исламе, других знаний). Если они благожелательно и терпеливо проповедуют ханафитский мазхаб, нельзя воспринимать их как отдельную группу, изгонять из общества. Наоборот, призыв к намазу является такой же обязанностью мусульманина, как совершение самого намаза. Даават – это призыв к тому, чтобы люди пресекали в себе и других греховные побуждения», - говорит Максат ажи Токтомушев.

Если эта организация официально не разрешена, то и запрещать ее на законодательном уровне нет смысла. К тому же, как утверждают отечественные ученые-богословы, даже если наложить на даават мораторий, последователи «Таблиги джамаата» все равно будут стремиться словом обратить в свою веру.

Председатель фонда «Ыйман» Нуржигит Кадырбеков утверждает, что «Таблиги джамаат» призывает к миру и выступает против таких радикальных течений, как «Исламское государство» и «Хизб ут-Тахрир», а главной целью движения является духовное преобразование в исламе. «Последователи этого движения наставляют заблудших мусульман на путь истинный и хотят приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммедом», - говорит он.

И снова здорово

Пока теологи ломают копья в словесных баталиях «за и против» «Таблиги джамаата», член фракции «Ата Мекен» Каныбек Иманалиев, известный своим марафоном по партиям, придумал поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».

В принципе, никаких ноу-хау парламентарий не предлагает, однако инициируемые им изменения вызвали шквал критики со стороны мусульманской общины. Итак, нардеп рекомендует запретить создание политических партий на религиозной основе и преследование религиозными организациями политических целей, участие их в деятельности партий и политдвижений, материальную и иную помощь с их стороны. К слову, о материальной помощи. В декабре прошлого года ИА «24.kg» стало известно из собственных источников, что средства (14 миллионов 849 тысяч сомов) на строительство дополнительных помещений в ЖК, в частности молельных комнат, выделила Всемирная ассамблея молодежи – религиозная организация как раз таки.

В пресс-службе парламента тогда пояснили, что 5 сентября 2013 года на имя спикера (им тогда был известный поборник веры - социал-демократ Асылбек Жээнбеков. – Прим. ИА «24.kg») официально обратились 26 депутатов Жогорку Кенеша, сотрудники аппарата и управления делами парламента с просьбой выделить более просторное помещение, объяснив это тем, что 50-60 человек вынуждены совершать намаз в коридоре подвала здания.

Экс-торага, рассмотрев обращение, 28 октября 2013 года поручил бывшему руководителю аппарата Раатбеку Ешмамбетову и управделами Алмазбеку Кожомкулову внести предложения по данному вопросу. И это идея последнего - выделить одно из строящихся помещений для молельной комнаты. Так что пункт о пожертвованиях братьям по вере Иманалиеву, вероятнее всего, придется исключить. Поскольку его коллеги в построенной на арабские деньги намазкане общаются со Всевышним и вряд ли поддержат идею отказа от такого рода вспомоществования.

Но автор утверждает, что эта статья в предложенном им пакете документов не затрагивает мечети и уж тем более - молельные помещения в госорганах, возведенные на средства богатых мусульман из дальнего зарубежья. «Речь идет только об иностранных или местных религиозных организациях, которые могут выступать спонсорами политических партий. Вот такой вид помощи следует запретить законом», - пояснил Каныбек Иманалиев. Запретить, конечно, можно. Только вот как отследить с помощью того же закона, откуда у отдельных набожных партийных активистов солидные капиталы, если успешными бизнесменами они доселе не являлись?

Битый небитого везет

Законопроектом запрещается и религиозная деятельность без учетной регистрации. Вот эта поправка и вызвала волну возмущения мусульман. Она бьет напрямую по «Таблиги джамаату», не имеющему официального разрешения от ДУМК, но проповедующему.

Читайте по теме

«Запрещается неправомерный прозелитизм (стремление обратить в свою веру. – Прим. ИА «24.kg»), а также любая незаконная миссионерская деятельность. Использование психологического и физического воздействия, угрозы насилия и другое, миссионерская деятельность в общественных местах, учебных заведениях, органах государственной власти и местного самоуправления, в больницах, системе исполнения наказаний, интернатах, органах социальной защиты без согласия администрации этих учреждений, обход жилищ граждан с целью распространения религии», – прописано в законопроекте. Так даават как раз и подразумевает хождение по дворам и проповедование. При этом нести веру в массы – долг каждого правоверного мусульманина.

Что же касается мест не столь отдаленных, там имеются свои дааватчи из числа осужденных именно за экстремистскую деятельность. Но администрация колоний закрывает на это глаза.

Представитель Госкомиссии по делам религий Денис Пышкин отмечает, что заключенные с радикальными взглядами проповедуют в качестве имамов в намазкане при колониях. «Молодежь активно увлекается религией, об этом говорят полные мечети. То есть общество проявляет интерес к религии, и нам надо заострить внимание на подготовке кадров. Сейчас в КР идет аттестация имамов, среди них есть малограмотные, те, кто не закончил школу и не имеет среднего образования», - сказал Денис Пышкин.

 Он добавил, что вербуют в первую очередь необразованных, поэтому необходимо проводить профилактическую работу. «По итогам проверки в молельнях колоний изъяли литературу экстремистского содержания, которая принадлежит «Хизб ут-Тахриру». Нам отправляют литературу на экспертизу, а имамами в мечетях являются сами экстремисты. Было соглашение, чтобы районные имамы приходили в спецучреждения на пятничную проповедь. Но проблема в том, что они приходят только раз в неделю, а радикально настроенных заключенных, проповедующих, как им кажется, правильный ислам, содержащиеся в колониях видят и слышат каждый день», - отметил Денис Пышкин.

По его словам, в Кыргызстане наблюдается дефицит экспертов–теологов. На всю страну всего четыре специалиста, которые могут реально оценить содержание брошюр религиозной направленности.

Тщетные усилия

Вместе с тем Каныбек Иманалиев требует буквой закона утвердить пункт, согласно которому распространение религиозных убеждений может осуществляться только в зданиях религиозных организаций, принадлежащих им на праве собственности, а также в местах, выделяемых для этих целей в соответствии с законодательством КР.

Что же касается больного вопроса – религиозного воспитания представителей «поколения next», тут разработчик скандальных поправок считает, что Закон Божий можно преподавать детям только в тех учреждениях, где имеется лицензия. А тем гражданам, кто хочет учиться богословию за рубежом, следует сначала продемонстрировать аттестат об обязательном основном общем и среднем религиозном образовании. Такие выпускники вправе получить направление в религиозные учебные заведения других государств только на основании утвержденного реестра иностранных образовательных организаций, предоставляющих религиозное обучение. В противном случае мечтам об учебе за кордоном сбыться не суждено.

Эксперты же утверждают, что Каныбек Иманалиев опоздал со своими поправками лет эдак на 10-15. Догматичное мусульманское общество нашей маленькой горной республики уже приняло в штыки все прописанные в документе нормы. Если эти поправки и пройдут через сито депутатского корпуса, исполняться на местах не будут. Вот и получается, что очередная попытка усовершенствовать законодательство, регулирующее религиозную сферу, рискует оказаться провальной.

Популярные новости
Бизнес