Президент Садыр Жапаров неожиданно поднял интересную тему: использование земель кладбищ. Со слов главы государства, население Кыргызстана увеличивается и назрела необходимость пересмотреть взгляд общества на вопросы захоронения. А если быть точнее — на установку помпезных памятников, ограждений и других атрибутов. По мнению Садыра Жапарова, память заключается в другом и исторически «металлические памятники и двухэтажные мавзолеи» не являются традицией кыргызов. Да и по шариату, можно использовать кладбище через 25 лет после последнего захоронения.
В Кыргызстане, подчеркнул президент, в связи с тем, что на кладбищах установлены памятники и другие строения, земля 200 — 300 лет остается как бы «закрепленной». Тогда, как если бы на кладбищах не устанавливали каменные памятники, то по прошествии определенного времени земли можно было использовать под другие нужды, необходимые местному населению.
Темир Бирназаров, кинорежиссер, сценарист:
— Возведение памятников усопшим — это не в традициях кыргызов. Кочевники не устанавливали памятники. До наших дней дошли камни-балбалы. Но такие камни устанавливали знатным баатырам обычно в местах крупных сражений. Как показывают археологические раскопки, бывало, что знатных людей хоронили вместе с конями, вещами. Также очень известным баатырам строили кумбезы. И как замечали, там нет портретов, только имена, написанные арабской вязью. А установка памятников, изготовление табличек с именем — это все пришло к нам вместе с русской культурой. Все это лишние расходы. Думаю, президент правильно сказал. Согласен с ним.
Вот японцы сжигают. Но это не их традиция, а необходимость. Любая традиция возникает от нужды, необходимости в определенный период времени.
Темир Бирназаров
Скажем, люди нуждались в воде, и они проводили некие обряды. Постепенно это превращалось в традицию. И по веянию времени, эпохи возникают новые традиции и обряды. И привносить традиции, которые были актуальны во времена наших предков, — неправильно. Давайте вносить традиции согласно веяниям времени. Например, давать обязательное образование детям. В целом считаю, что президент своевременно поднял этот вопрос.
Кыяс Молдокасымов, историк, публицист:
— У кыргызов в истории не устанавливали могилы усопшим. Устанавливали только известным личностям, баатырам. И были случаи, когда путники, идя по безлюдным местам, останавливались около их могил (кумбезов), ночевали и продолжали свой путь. В последние годы количество кумбезов значительно увеличилось, они строятся, будто соревнуясь в величии.
Бывало, на Ала-Арчинском кладбище, где можно было похоронить трех человек, для одного усопшего возводили объемный памятник, огораживали большую площадь.
Кыяс Молдокасымов
Но, кажется, это тоже был некий период. Сейчас же, со временем, вопрос строительства кумбезов, возведение памятников как-то упорядочивается. Устанавливать памятники стали меньше. В местах, где есть влияние ислама, установка памятников уменьшается. И со временем, уменьшив количество памятников, можно перейти на установку скромных табличек. Ведь возведение объемных строений приводит к большим расходам, растратам. Президент, наверное, тоже пришел к такому выводу, видя большие расходы, и, думаю, можно поддержать его предложение.
Шайырбек Абдрахманов, общественный деятель, журналист, исследователь эпоса «Манас»:
— Это предложение имеет рациональное зерно. Установка памятников усопшим не в традициях кыргызского народа. Некоторые даже уподобляют подобные памятники музеям, образно говоря. Было в истории, когда ставили каменные изваяния — балбалы. Сейчас некоторые ставят памятники с изображением человека во весь рост, некоторые, смотришь, как в музее. В этом плане я бы поддержал слова президента. Но такое положение дел есть не только у нас, но и в мире в целом. Думаю, этот вопрос нужно решить во всем мире. Но решать c умом. Должна быть политика по рациональному использованию земель, воды и так далее.
Алмазбек Акун, основатель федерации «Салбуурун»:
— Если обратиться к истории, то в жизни кочевников не было такого, чтобы на месте, где был когда-то захоронен человек, строили дома, сеяли пщеницу. Тело захороненного человека —это как флешка, носитель информации. И он должен прожить свой век, время. А чтобы через 25 лет место использовали под другие нужды, это что-то извне.
В истории не было, чтобы на местах захоронения потом строили дома или делали что-то другое.
Алмазбек Акун
— В советское время сделали неправильно, когда под кладбища отдавали равнинные, пахотные земли. Кыргызы обычно хоронили на холмах. Сейчас, конечно, другое время, эпоха. Можно установить какие-то обозначения на могилах. И это уже стало традицией и вряд ли можно взять и отменить. Раньше простым смертным ничего не ставили, а известным личностям ставили камни-балбалы с надписями, чтобы о них знали потомки. По моему мнению, можно поставить знак, и, думаю правильно, когда даже на камне высекают имя усопшего. Обычно, когда я, будучи на охоте с беркутом, прохожу мимо кладбищ, и видя чье-то имя, вспоминаю о нем. На самом деле вопрос очень сложный и тонкий. Но чтобы уже через 25 лет можно было использовать землю под другие нужды — такого не было у нас.
Исхак Масалиев, депутат Жогорку Кенеша:
— Это очень сложный вопрос. В законе четко прописано, при отсутствии родственников через 75 лет останки можно перенести в другое место, а место захоронения можно использовать снова в качестве могилы. И потом, в сельской местности кладбища не занимают много площади. Максимум до 3 гектаров. Еще раз повторюсь, это очень сложный вопрос. Речь идет о человеке. Даже если через сто лет перенесут останки, могут заявиться родственники! Постепенно поднимается вопрос крематория. Но как решать этот вопрос — я не знаю. И эта проблема — не проблема сегоднящнего дня. Думаю, не стоит обсуждать эту тему.
Эльдар Абакиров, депутат Жогорку Кенеша:
— По моему мнению, рациональное использование земель вокруг густонаселенных городов правильно. У нас это Бишкек и Ош. Оказывается, в Европе по прошествии определенного времени создают условие, чтобы определенные земли использовали заново. Что касается сельской местности, то, думаю, уместно этот вопрос оставить на рассмотрение самих местных жителей. И потом, в селах в основном хоронят в холмистых местах. Что касается вопроса установки памятников, то это вопрос, больше относящийся к самому народу, религии. Мусульмане тоже ведь разные. В Мекке, Медине (Саудовская Аравия) действительно ничего не устанавливают. В некоторых местах что-то устанавливают. Подытоживая, могу отметить, что там, где есть дефицит земель, — можно регулировать вопрос, а где нехватки земель нет, то там не нужны какие-либо ограничения.