На строительство канатной дороги уйдет сумма в четверть городского бюджета. Об этом на своей странице в Facebook написал лидер фракции социал-демократов в БГК Кадырбек Атамбаев.
Он снова задался вопросом, насколько необходима Бишкеку канатная дорога.
«С учетом имеющихся проблем в Бишкеке с 80-процентной изношенностью труб, дефицитом воды, накопившимися проблемами в общественном транспорте, уборкой территорий, в придачу с тройным ростом размера города мэрия решает потратить сумму, сопоставимую с четвертью городского бюджета, на тип транспорта, уступающий по пассажиропотоку одной автобусной линии (напомню, что 1 тысячу автобусов Бишкек закупал за $100 миллионов) При этом депутаты айыльных кенешей жалуются, что из-за неутвержденного бюджета на 2024 год все работы в их населенных пунктах попросту встали», — написал он.
В этих сложных для города условиях неопределенности снова встает вопрос о канатной дороге, который теперь выглядит еще более нелепо после подписанного соглашения с Bartholet. $60 миллионов на канатную дорогу (5 миллиардов сомов) — это около 25 процентов от городского бюджета за 2023 год.
Кадырбек Атамбаев
«Процитирую Аркадия Гершмана, главы организации «Город для жизни» и одного из самых цитируемых и известных урбанистов на просторах СНГ: «Строить канатную дорогу в старой (плоской) части города — преступление перед историей». К сожалению, руководство Бишкека выбрало именно этот путь», — добавил он.
Лидер фракции также считает, что здоровая альтернатива канатной дороге — возрождение троллейбусов в Бишкеке. Они значительно дешевле планируемой канатной дороги стоимостью $60 миллионов. Одна троллейбусная линия при подходящей инфраструктуре может обслуживать до 8 тысяч человек в час, что превышает показатели запланированной канатной дороги почти в два раза.
В последнее время троллейбусное управление Бишкека испытывает застой: в начале 2023 года был закрыт девятый троллейбусный маршрут из-за дефицита транспортных средств, при этом новые троллейбусы не поставлялись с 2018 года.
Кадырбек Атамбаев
Он отметил, что муниципальные власти неоднократно заявляли, что троллейбусы являются убыточным видом транспорта, а содержание контактной сети и подстанций требует значительных расходов.
По его словам, существует вероятность, что девятый троллейбусный маршрут будет заменен на автобусное сообщение. В последнее время распространяются слухи о возможном полном демонтаже троллейбусных контактных сетей и замене троллейбусов на электробусы, с последующей передачей троллейбусов в другие регионы.
Эти слухи небеспочвенны: в ответ на мой письменный запрос к мэрии о стратегии развития троллейбусного транспорта в Бишкеке мне сообщили о закупке электробусов.
Кадырбек Атамбаев
«Однако стоит помнить, что современные троллейбусы до сих пор дешевле и практичнее электробусов, которые уступают и в стоимости закупки, и в стоимости обслуживания, и в разнице стоимости обслуживания зарядных станций и контактных сетей, а также в запасе хода от батареи по сравнению с контактной сетью. Электробусы могут служить заменой дизельным автобусам на более коротких маршрутах, но не должны заменять полноценные троллейбусные маршруты. Троллейбусы известны своей долговечностью и длительным жизненным циклом. Успешные примеры электробусов в СНГ — это троллейбусы 2.0, использующие контактные сети троллейбусов, но с достаточной батареей для проезда определенных участков без сети. К сожалению, в Бишкек закупили электробусы со стационарной зарядкой в депо», — добавил он.
Кадырбек Атамбаев привел в пример другие города. Например, в Алматы власти в прошлом году полностью обновили троллейбусный парк и построили линию скоростного троллейбуса.
«Во многих городах троллейбусы являются визитной карточкой. Например, в Праге сегодня восстанавливают некогда уничтоженное троллейбусное движение. В Китае город Баодин (провинция Хэбэй) возобновил троллейбусное движение. Шанхай и Пекин продолжают развивать троллейбусные линии», — сказал он.
Таким образом, троллейбус может стать и для Бишкека одной из визитных карточек, как это случилось во французском Лионе и австрийском Зальцбурге (на фото). Этот экологичный и практичный вид транспорта в Бишкеке также необходимо сохранить.
Кадырбек Атамбаев