05:20
USD 86.20
EUR 91.64
RUB 0.89

Бытовой инвалид. Как не вырастить беспомощного человека

Взрослый человек не может приготовить обед, помыть за собой посуду или донести грязное белье до стиральной машины. Знакомая ситуация? Чаще всего беспомощными в быту оказываются мужчины, ведь в обществе все еще распространены стереотипы о том, что не мужское это дело стоять у плиты или брать в руки пылесос.

О том, как воспитать детей так, чтобы они были адаптированы к взрослой жизни, 24.kg рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Лариса Соломянина.

— С какого возраста нужно привлекать детей к домашнему труду?

— Чем раньше, тем лучше, когда у детей начинается подражательная деятельность. Допустим, папа стучит молотком, и ребенок хочет то же самое сделать. Настоящий молоток, конечно, ему нельзя, но можно дать игрушечный, и пусть, к примеру, спичку в яблоко забивает. Это же интересно. Точно так же с девочками: мама моет полы — дочка может взять тряпку.

Дети очень любят наблюдать за взрослыми на кухне, им тоже хочется потрогать тесто. Дайте! И пусть ребенок лепит то, что нравится. Развиваются сенсорная интеграция, мелкая моторика, и в то же время это приучение к труду.

Примерно в годик дети уже пытаются подражать взрослым. Многие родители в этом возрасте делают большую ошибку и пресекают — не трогай, ударишься, не лезь, не мешай и тому подобное.

Но пока ребенку интересно, тогда и надо приучать к домашней работе. Если же его все время выгоняют, пресекают действия, то потом любое занятие будет ему неинтересно.

— Именно так происходит с подростками. Многим ничего не хочется делать по дому. Нужно ли их заставлять?

— Нет. В подростковом возрасте, вообще, любое насилие вызывает реакцию протеста. Нужно просто мотивировать, договариваться. Однако очень часто родители делают ошибку, обещая что-то купить взамен на выполненное задание.

— Или дать денег на карманные расходы...

— И это ужасно. Так нельзя. Потом, когда ребенок вырастет, даром родителям он помогать не будет вообще, потому что приучен к товарно-денежным, коммерческим отношениям.

— Какими бытовыми навыками должны владеть дошкольники и учащиеся начальных, средних и старших классов?

— Детей дошкольного возраста важно приучать убирать за собой и поддерживать порядок в своей комнате — не разбрасывать вещи, складывать свою одежду в шкаф. Они вполне могут заправить кровать, собрать игрушки, пропылесосить (в шесть-семь лет), вытереть пыль.

Школьники уже могут и в приготовлении пищи участвовать. В младшей школе дети обычно только разогревают еду, а постарше учатся готовить. В советское время в школах вели домоводство: мальчики учились столярному, слесарному делу, девочки учились шить, готовить. Это давало очень хорошие навыки. Кроме того, у нас в школе были теплица и приусадебный участок, где мы сажали разные овощи, цветы.

Трудотерапия нужна не только нормотипичным детям, но и с ограниченными возможностями здоровья.

Это прежде всего дисциплинирует. Умение справляться с работой развивает положительное отношение к любому труду. То есть потом человеку будет легче во взрослой жизни работать.

Иногда ко мне приходят дети на коррекцию, не хотят заниматься, говоря, что это им сложно и у них все равно не получится. Стоит больших усилий заставить их просто попробовать. Зато потом, когда у детей что-то получается, вы не представляете, как они радуются, прыгают от счастья. Так возникает уверенность в собственных силах.

Сейчас в интернете очень много информации. Каждый родитель может посмотреть, какие домашние дела рассчитаны для разного возраста ребенка. Главное — все должно соответствовать возрасту.

— В настоящее время в некоторых школах не осталось техничек. Родители возмущены, почему полы в классах должны мыть дети. Так ли это плохо?

— В советское время у нас уборщиц тоже не было, мы дежурили в классе и мыли не только полы, но и стены, и окна. Морально-нравственное воспитание все-таки закладывается в семье больше всего. И, конечно, если позиция семьи «Ой, нет, это что такое?», то вырастает беспомощный человек.

— В некоторых семьях дети и за детьми смотрят, и кушать готовят, и что только не делают. Правильно поступают родители?

— Нет, это уже перекладывание своих обязанностей на детей, это перебор. Иногда видишь на улице, как девочки тащат младенцев, роняют с колясок. Даже если и было сотрясение, то родители, скорее всего, не в курсе, потому что старшие дети не признаются.

Когда старших детей насильно заставляют нянчиться с младшими, убираться, вести быт, то в будущем некоторые категорически отказываются создавать свои семьи и рожать детей.

— Если день у ребенка прописан с утра и до вечера (уроки, кружки, спорт), не будет ли для него лишней нагрузкой домашняя работа в выходные дни?

— В принципе нет. Таким образом ребенок будет учиться планировать свой день. Ничего сложного, например, помочь маме пропылесосить квартиру. У него будут формироваться эмпатия, понимание, что такое домашний труд.

Главное, не должно быть никакого насилия, работа должна быть в радость. И приучать надо еще до школы, когда ребенку это интересно. Обязаловка же приведет к не очень хорошим воспоминаниям в будущем.

Совместный труд и совместный отдых сплачивают. Когда члены семьи делают все вместе, то и семья будет сплоченной. Но если сын должен копать огород, пока отец лежит на диване, то, конечно, будет обидно и несправедливо.

— Есть какая-то разница в трудовом воспитании в неполных семьях, когда детей окружают гиперзаботой?

— Ну это и в полных семьях часто сейчас бывает, потому что папы там круглосуточно заняты зарабатыванием денег, воспитанием занимается одна мама. Представляете, мальчику шесть-семь лет, а мама его сама обувает и шнурки завязывает. Этому ребенок должен был научиться намного раньше.

Такая гиперопека еще и на умственные способности влияет — снижаются интеллектуальные способности, особенно у мальчиков, которые развиваются в движении. Если ребенок будет лежать, набирать вес, то и развития никакого не будет.

— Допустимо ли гендерное разделение в домашних делах? Ведь нередко в быту можно услышать: это не женское или не мужское дело.

— Сейчас как такого выраженного гендерного разделения нет, потому что мамы все работающие, точно так же, как и папы. Но у мам получается две смены. После работы мама уставшая, как загнанная лошадь, которая потом еще и домашние дела выполнять должна. Никаких эмоций после этого, кроме раздражения, детям дать она не может. Поэтому мужчины должны на равных помогать по дому. Знаю некоторых таких мужчин, которые с детства привыкли помогать мамам и бабушкам.

Если же с детства мальчика приучать к дивану, пока его сестры трудятся по дому, то из него и получится беспомощный мужчина, которого нужно обслуживать.

Поэтому от родителей зависит очень многое. Мальчик всегда подражает папе, девочка — маме.

— А если мальчик вырос в семье, где его всегда холили и лелеяли, то он уже не изменится после женитьбы?

— Сразу после свадьбы нужно договариваться о правах и обязанностях каждого. В принципе если мужчина любит женщину, то он вполне может начать ей помогать, совместно вести быт на равных. Повторюсь: сейчас женщины работающие, и иногда они зарабатывают больше мужчин.

Популярные новости
Бизнес