Мэрия Бишкека приступила к реализации концепции развития общественного пассажирского транспорта и дорожной инфраструктуры. Какие новшества ждут горожан, 24.kg узнало у исполняющего обязанности вице-мэра столицы Максатбека Сазыкулова.
Новая транспортная концепция
В транспортной концепции муниципалитет постарался изложить самые главные и важные вопросы о транспортной и дорожной инфраструктуре в Бишкеке.
Необходимость пересмотра системы общественного транспорта и дорожной инфраструктуры появилась после решения о приобретении 1 тысячи больших автобусов.
Необходимо было сделать так, чтобы общественный транспорт стал привлекательным для горожан, проезд в нем был комфортным, чтобы автобусы и троллейбусы могли свободно передвигаться по городу, соблюдали интервал.
Реализацию концепции начали с внедрения выделенных полос для общественного транспорта и модернизации остановок.
Реконструкция остановок
В Бишкеке их свыше 750, из них на центральных улицах — более 200. Их реконструкцию начали с остановки на пересечении улиц Абдрахманова и Киевской.
Заменили не только остановочный комплекс современным, с системами кондиционирования и отопления, Wi-Fi, но и сделали карман для общественного транспорта.
«Самое главное, сделали так, чтобы транспорт при остановке не мешал другим участникам дорожного движения», — сказал Максатбек Сазыкулов.
Мэрия начала обновлять и другие остановки, пока только на центральных улицах. По словам градоначальника Эмилбека Абдыкадырова, муниципалитет нашел инвестора. Компания готова инвестировать в остановки $12 миллионов.
Кроме того, сейчас в мэрии прорабатывают вопрос открытия новых остановок на тех улицах, где их нет и где запустили новые автобусные маршруты: улицы Медерова, Боконбаева, 7 Апреля южнее Ахунбаева и другие.
«Сделать остановку — это не просто нарисовать разметку или поставить конструкцию. Надо расчистись территорию, сделать вынос инженерных, ирригационных сетей, подъезд к площадке», — сказал исполняющий обязанности вице-мэра.
Он признал, что в бюджете не были заложены средства на новые остановки, но заверил, что работу по их строительству все равно начнут.
Обновление автобусного парка
До конца года мэрия ожидает поступления 500 автобусов, купленных в Китае, 350 из них получили.
На новые автобусы есть гарантия — минимум три года, или 100 тысяч километров, срок службы (заводской) — семь-восемь лет.
Мы планируем каждые пять-шесть лет обновлять автопарк.
Максатбек Сазыкулов
Начали поступать и автобусы, приобретенные в рамках проекта ЕБРР, — первые 40 уже в стране. Всего купили 120. В первом квартале 2024-го ожидается поставка электробусов, купленных в рамках проекта АБР, и второй партии автобусов из Китая (500 штук).
Новые маршруты общественного транспорта
Муниципалитет будет отходить от политики «заедь ко мне во двор» при открытии новых маршрутов общественного транспорта.
«Такого быть не должно. Автобусы будут ездить по большим, магистральным улицам, не заезжая на второстепенные. У нас в городе не такие большие расстояния, чтобы нельзя было дойти от одной улицы до другой», — отметил Максатбек Сазыкулов.
По его словам, основной критерий для открытия нового маршрута — большой спрос и большие пробки. Мэрия постепенно закрывает популярные микроавтобусные линии и запускает там автобусы.
Новостройки тоже охватят большеместным транспортом, и, возможно, там сохранят и микроавтобусные линии.
Какой будет тариф за проезд
Многие просят оставить наличную оплату проезда, и муниципалитет прорабатывает такую возможность через введение дифференцированного тарифа, когда при оплате наличными стоимость проезда будет выше.
«Нам нужно официальное решение, все оформить, утвердить через Бишкекский городской кенеш. Ранее мы вносили проект, его отложили коллеги из БГК, сейчас мы вновь внесли. Планируется, что при оплате наличными будет выдаваться билет», — сказал Максатбек Сазыкулов.
Проезд при оплате наличными может стоить 30 сомов. Сейчас вопрос рассматривают депутаты БГК.
Кроме того, мэрия Бишкека анонсировала возможность поднятия тарифа на проезд до 20 сомов.
Пригородным маршрутам запретят проезд через Бишкек
В социальных сетях появилась информация, что транзитные маршрутки, связывающие населенные пункты Чуйской области, не будут ездить через Бишкек. Максатбек Сазыкулов подтвердил, но заметил, что эти маршрутки относятся к Чуйскому департаменту транспорта.
«Через столицу проезжает 900 маршруток из области. Они загрязняют воздух. Конечно, это решение будет не сразу принято. Пассажиры могут использовать городской транспорт. Скорее всего, будут доезжать до городской черты и там пересаживаться на наш экологический транспорт», — подчеркнул он.
Новое муниципальное такси
Еще одно транспортное нововведение муниципалитета — запуск «ЭкоТакси». Пока информации о его работе мало. В будущем планируется, что оно будет работать как полноценная служба, сейчас в часы пик электромобили курсируют по одному маршруту, как шаттлы. По словам Максатбека Сазыкулова, такой режим работы могут сохранить и после полного запуска услуги.
Машинам «ЭкоТакси» разрешат ездить по выделенным полосам. О них и других новшествах мэрии в части дорожной инфраструктуры читайте в следующем материале.