В Кыргызстане все чаще стали происходить крупные пожары с тяжелыми последствиями. Горят промышленные объекты, рынки, автовокзалы, леса. Огонь наносит колоссальный ущерб, лишает людей жизни и здоровья. В интервью 24.kg бывший директор противопожарной службы Жаныбек Иманов рассказал, почему это происходит и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Горят заводы, склады, дома и нефтебазы
2023 год начался с очередного крупного пожара, произошедшего на Орто-Сайском рынке в ночь на 15 января. Сгорел участок по продаже фруктов и овощей, шесть мясных павильонов.
Спустя несколько дней пламя вспыхнуло на Западном автовокзале. На месте происшествия работали четыре пожарных расчета, штаб ведомства, один экипаж МВД, бригады скорой медицинской помощи и РЭС.
В конце января загорелась кровля жилого комплекса «Континенталь». Шесть пожарных расчетов боролись с огнем больше пяти часов. Крупное и очень опасное возгорание произошло в марте в Акcыйской территориальной больнице.
Огонь охватил третий этаж с расположенными на нем реанимацией и хирургическим отделением, а также кровлю здания.
К счастью, персонал успел вовремя эвакуировать пациентов. Трагедии удалось избежать.
В марте в Бишкеке произошел крупный пожар на заводе «Алькони». Площадь возгорания составила около 3,5 тысячи квадратных метров. Пожарные спасали производственный объект всю ночь.
Череда пожаров, произошедших минувшей весной в Боомском ущелье, уничтожила почти сто гектаров пойменных лесов, нанеся ущерб на сумму больше 10 миллионов сомов.
Один из самых крупных пожаров в столице произошел в ночь на 9 июня. Загорелись склады по улице Матросова. К тушению огня привлекли десять пожарных расчетов и спасателей. Кроме того, на место прибыли три экипажа МВД и водовоз. Возгорание локализовали к утру.
Примерная площадь пожара составила 3 тысячи 800 квадратных метров.
20 июня во второй половине дня огонь вспыхнул на нефтебазе в городе Шопоков. Несколько цистерн с топливом взорвались. Полностью потушить пожар удалось лишь вечером. На месте работали восемь пожарных расчетов и пожарный поезд «Кыргыз темир жолу», три бригады скорой помощи. Сгорели два бензовоза, четыре легковых автомобиля и шесть цистерн нефтехранилища. Пострадали четыре человека.
Борьба с последствиями, а не с причиной
По словам бывшего директора противопожарной службы Жаныбека Иманова, подобные крупные возгорания с тяжелыми последствиями будут происходить все чаще. Специалист, отдавший борьбе с пожарами почти 30 лет жизни, уверен — в Кыргызстане сегодня борются не с причинами ЧП, а лишь с их последствиями, когда исправить что-либо невозможно.
«Одно из самых ключевых направлений — пожарный надзор долгие годы бездумно реформировали и оптимизировали. Структуру довели до критического состояния. Практически уничтожили. Профилактические работы по предотвращению возгораний проводят очень плохо. Сейчас в надзоре на всю республику работает 54 человека, а по расчетам на 15 тысяч населения должен быть один пожарный инспектор», — говорит он.
В качестве примера собеседник редакции приводит годы своей службы, когда инспекторы имели право в любое время суток проверить любой объект вне зависимости от его профиля и формы собственности. Сегодня процедуру сделали фикцией.
По закону проверяющие за десять дней должны предупредить собственников о визите. Ни о какой ответственности при таком положении дел говорить не приходится.
«Мы проверяли здания на соответствие пожарной безопасности, знания персонала, как проводится эвакуация, где находятся средства тушения пожара и прочее. Больницы ежедневно докладывали в центральный пункт управления пожарной части о числе больных и сколько из них лежачих. В случае ЧП мы знали особенности объекта до прибытия на него — где расположены гидранты, какие подъездные пути есть, где ближайший пожарный водоем. Знали, сколько человек нужно эвакуировать и как это сделать максимально быстро и безопасно», — говорит пожарный.
Еще одна проблема — разрушенная инфраструктура противопожарной службы. Подавляющая часть пожарных гидрантов и водоемов заброшены и разрушены.
Вода в пожарных машинах заканчивается за считанные минуты и после перед расчетом возникает проблема ее пополнения. Нет контроля и за подъездными путами к жилым домам и объектам. На крупных производствах к вопросам безопасности относятся спустя рукава.
«Прежде все крупные производства, заводы и фабрики имели собственные пожарные части. Могли самостоятельно потушить возгорание еще до нашего прибытия. Помогали нам при крупных пожарах. Допустим, часть завода имени Ленина или ГСИН. Сейчас такие части остались разве что в аэропорту «Манас» и на авиабазе «Кант». По расчетам в городе в радиусе
Как итог, огнеборцы вынуждены тратить драгоценное время на дорогу к месту происшествия, разведку горящего здания и поиски воды. Все это приводит к тяжелым последствиям и ставит под угрозу жизни и здоровье самих пожарных.
По словам специалиста, выход простой и всего один. Необходимо восстановить некогда успешно работавшую систему, вернуть должный надзор за безопасностью и начать бороться с причинами, а не последствиями пожаров.