01:02
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Как кыргызстанец Чингиз Эсельбаев покоряет Голливуд

Чингиз Эсельбаев 11 лет занимается компьютерной графикой. В 2023 году он стал известным не только в Кыргызстане, но и за рубежом. В 2021-м молодой человек сделал графику для известного голливудского фильма режиссера Гая Ричи «Операция «Фортуна». Картина вышла в текущем году.

Журналист 24.kg поговорила с художником по компьютерной графике и узнала, какие эффекты используют в кыргызском кинематографе и чем они отличаются от зарубежных.

— Расскажите о себе, как вы увлеклись художественной компьютерной графикой?

— Я окончил Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры, по образованию я программист. Графикой стал заниматься с 2012-го.

В 2005 году я увлекся монтажом, изучал фотошоп, другие программы. Когда видел игровые ролики, где есть вспышки, молнии, думал, как все это делается. Затем узнал про программу Adobe After Effects, работал на ней. После того как понял, что есть другие программы, стал их изучать, развиваться. В 2012-м познакомился с режиссером и принялся за монтаж ролика для аэропорта «Манас», потом работал на НТРК.

В Кыргызстане до 2021 года я работал над семью картинами. Переехав в Алматы, только за полгода сделал графику к восьми фильмам. Работы в моей сфере там, конечно, больше.

Чингиз Эсельбаев

— Нужно ли в вашей сфере иметь соответствующее образование?

— Нет. Даже самые крупные студии, работающие над топовыми проектами, не требуют диплома. Им нужно портфолио. Образование по компьютерному дизайну можно получить лишь в нескольких вузах мира.

— Насколько важно в профессии следить за выпуском новых программ для компьютерного дизайна?

— Важно. С каждым днем появляются новые технологии, тренды. В моей профессии всегда необходимо учиться чему-то новому.

— Вы готовили эффекты для голливудского фильма «Операция «Фортуна». Расскажите подробнее об этом.

— Еще в Бишкеке я начал делать компьютерные эффекты для клипов. В 2021-м коллега написал мне, что есть голливудский фильм, которому нужно сделать графику. Мне предложили работу, и я согласился. До этого тоже были незначительные предложения, от которых приходилось отказываться по определенным причинам.

— Какие кадры вы сделали для фильма «Операция «Фортуна»?

— К сожалению, не могу этого сказать. Я подписал документ о неразглашении. В целом это кровь, стрельба, раны. Я сделал графику примерно для 13 кадров.

— Для скольких картин вы сделали компьютерную графику?

— Примерно для 30. Среди них есть кыргызстанские, казахстанские и российские картины. Был проект Саудовской Аравии Devil’s promise. Это целый сериал, он снят в Египте. По сюжету мужчина ради любви заключает сделку с потусторонним миром.

Голливудский фильм режиссера Гая Ричи «Операция «Фортуна», надеюсь, положил начало моей карьере.

Для кыргызского кинематографа я делал графику к лентам «Рецепт счастья» и «Здравствуй, папа!»

— Вы продолжаете работать с кыргызстанскими режиссерами?

— В Кыргызстане предпочитаю сейчас не работать. Причиной тому является техника, на которую снимают наши режиссеры. В основном съемки ведутся на камеры типа SONY. С таким материалом тяжело работать даже на хромакее. Мелкие детали не получается смонтировать. В Казахстане фильмы снимают на профессиональные камеры ARRI. С таким материалом хорошо работается.

Кыргызстанские режиссеры спрашивают у меня: «Что ты можешь сделать? Мы вставим это в фильм». Приходится объяснять, что так не получится. В такие моменты я прошу, чтобы авторы картины сказали, что конкретно им нужно, и я уже подсказываю, как лучше снять.

Чингиз Эсельбаев

Я часто выхожу на съемочные площадки, контролирую, чтобы все правильно сняли.

— Легко ли вам работалось над фильмом Гая Ричи?

— Не скажу, что сложно. Работодатели требовали качества.

В работе над голливудским фильмом было много технических задач — западные режиссеры хотят качественную картинку. Если один пиксель немного другого цвета, кадр нужно переделывать. Это правильно.

Раньше я не придавал этому значения, а когда стал выходить на международный уровень, понял, насколько качество моей работы влияет на всю картину.

— Может ли кыргызский кинематограф добиться того же, что и другие развитые страны, по художественной компьютерной графике?

— Раньше кыргызстанские фильмы редко выходили в прокат в Казахстане. А недавно две картины показали в алматинских кинотеатрах — «Разбой» и «Родной». Замечаю, что и клипы стали снимать лучше. Все упирается в бюджет: если деньги есть, то, конечно, можно добиться больших успехов.

— Над какими проектами вы бы хотели работать дальше?

— Мне хочется работать над фильмами. Конечно, можно и с клипами работать, но это ведь временно. Певцы сегодня популярны, завтра их могут забыть. Все-таки картины — это история, твое имя останется в титрах.

Популярные новости
Бизнес