08:32
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Снос гаражей в Бишкеке. На чьей стороне правда?

В столице Кыргызстана продолжается противостояние мэрии и гаражных кооперативов. С одной стороны власти города, уверяющие, что вместо демонтажа они узаконивают кооперативы, с другой — жители Бишкека, уверенные, что очень скоро обманом их лишат имущества. 24.kg напоминает, как развивалась ситуация, и выяснило, кто в ней прав и на чьей стороне закон.

«Письма несчастья»

Гаражный кооператив «Ала-Арча», расположенный в 10-м микрорайоне Бишкека, стал одним из первых, столкнувшихся с реальной угрозой демонтажа. Еще в 2021 году мэрия не продлила с объединением договор об аренде участка площадью 3,8 гектара. Причина — 4,5 миллиона сомов задолженности, которая образовалась при прошлом руководстве кооператива. Товарищество переизбрало председателя, погасило долги и вновь попыталось продлить договор аренды.

24.kg
Фото 24.kg. Гаражный кооператив «Ала-Арча»

Однако в середине октября мэрия известила руководство объединения о том, что договор аренды продлевать не будет. Как выяснилось, такое решение месяцем ранее без каких-либо уведомлений приняла комиссия по предоставлению прав на земельные участки. Гаражникам предложили альтернативу, в которой, впрочем, выбора нет — либо они подписывают индивидуальные договоры с муниципальным предприятием «Бишкекские парковки и стоянки», либо освобождают территорию. Отказ от подписания грозит принудительным демонтажем.

Эта угроза перестала быть мнимой, когда в ноябре муниципальные службы приехали демонтировать другой гаражный кооператив — № 12, возле Орто-Сайского рынка столицы.

Незадолго до этого его правление также получило уведомление о необходимости подписать договор с МП «Бишкекские парковки и стоянки». Позже выяснится, что такие же «письма счастья», получили и другие объединения гаражников столицы — кооператив № 46а, в 12-м микрорайоне, кооператив № 5 по улице Толстого и прочие.

24.kg
Фото 24.kg. Рабочие мэрии выломали ворота кооператива № 12

Владельцы гаражей возле Орто-Сайского рынка с боем, но отстояли свое имущество на неопределенное время. В день планируемого сноса люди заблокировали вход в кооператив машиной, обратились к президенту и главе ГКНБ с требованием вмешаться в ситуацию.

Когда ситуация накалилась до предела, на место приехал вице-мэр Бишкека Нурдан Орунтаев. К этому времени рабочие успели демонтировать с десяток гаражей. После долгих переговоров он согласился дать людям десять дней на то, чтобы они освободили гаражи, вывезли машины и имущество. Отметим, определенное городскими властями время вышло, но спецтехника на пороге кооператива так и не появилась.

Гаражники начали объединяться

Незадолго до попытки демонтажа произошло по-своему уникальное событие. Прежде разрозненные и несвязанные гаражные кооперативы столицы сплотились и создали объединение для защиты своих прав. Их официальным представителем стал юрист и правозащитник Эрик Ирискулбеков. Он считает, что работа, которую мэрия столицы начала под предлогом инвентаризации и якобы их узаконивания, по факту — введение граждан в заблуждение.

24.kg
Фото 24.kg. Участники движения по защите прав членов гаражных кооперативов на пресс-конференции

«Все гаражные кооперативы Бишкека зарегистрированы в органах юстиции. Земельные участки, на которых они расположены, используются ими по 30-40 лет. Они уже узаконены. Со стороны муниципалитета прежде вопросов не возникало. Мы понимаем, что в Бишкеке не осталось земельных участков для застройки и предполагаем, откуда дует ветер.

На сегодня в столице около 100 гаражных кооперативов, каждый из которых занимает от 50 соток до 4-5 гектаров земли.

Эрик Ирискулбеков

Это лакомый кусочек для отдельных чиновников и застройщиков. Но это еще и больше 70 тысяч наших сограждан, права которых пытаются нарушить», — говорит правозащитник.

На пресс-конференции в 24.kg юрист отметил, что право расторжения договора — прерогатива суда, а не мэрии. Прервать договорные обязательства в одностороннем порядке муниципалитет не может.

«Если у вашего кооператива был договор с мэрией, вы платили и продолжаете платить аренду за земельный участок, то он продлевается автоматически», — подчеркнул Эрик Ирискулбеков.

Члены кооперативов уверены, навязывая им индивидуальные договоры, власти города тем самым пытаются расформировать их объединения.

Отметим, что логика в этих опасениях есть. Так как, подписав этот документ, каждый владелец гаража будет напрямую связан обязательствами с МП «Бишкекские парковки и стоянки». Его членство в кооперативе уже не будет иметь значения.

Недосказанность порождает недоверие

Этой ситуации можно было избежать, если бы мэрия Бишкека проводила работу по объявленному ею же узакониванию гаражных кооперативов прозрачно и максимально понятно. В первую очередь — понятно для самих участников процесса. Но с этим у столичных властей большие проблемы.

Взять хотя бы ситуацию в начале года. Весной в 11-м микрорайоне Бишкека снесли гаражный кооператив № 20. В мэрии тогда сослались на решение суда пятилетней давности, который отменил право на пользование земельным участком. Чиновники утверждали, что на его месте построят многоярусную автопарковку.

Однако в конце сентября стало известно, что на месте снесенных гаражей построят многоэтажные дома.

Комитет по бюджету не согласился с решением и не дал согласие на передачу Государственной ипотечной компании земельного участка бывшего гаражного кооператива. Этот откровенный обман стал для гаражников столицы своего рода триггером. Чиновникам они больше не верят.

Несмотря на разразившийся скандал, муниципальные власти не стали делать выводов из произошедшего и продолжили работать по старинке. Так, при попытке демонтажа кооператива № 12 приехавший на разговор с разъяренными людьми вице-мэр Нурдан Орунтаев вновь взялся за старое — за обещания.

Мы хотим построить здесь многоярусную парковку и разбить сквер со спортивными площадками и фонтанами. Гаражные кооперативы портят эстетический вид столицы

Нурдан Орунтаев

Поверили ли горожане словам представителя мэрии — вопрос риторический. Не освистали и на том спасибо.

24.kg
Фото 24.kg. Нурдан Орунтаев

К слову, с этим гаражным кооперативом и вице-мэром произошла, мягко говоря, некрасивая ситуация. В интервью 17 ноября чиновник уверял редакцию 24.kg, что кооператив № 20, демонтированный весной, — последний и что планов по сносу других нет. Спустя неделю его слова разошлись с делом.

«Этот снос запланировали до моего интервью. Просто мы его не рассекречивали, чтобы люди потом не мешали. Это единственный гаражный кооператив, который подлежит сносу. Остальные не собираемся сносить. Наоборот, пытаемся уговорить людей, чтобы они пришли к единому мнению и составили с нами договоры. На интервью я недоговаривал», — признался вице-мэр.

После неудачи с кооперативом № 12, когда скандал достиг максимума, предприятие «Бишкекские парковки и стоянки» прервало затянувшееся молчание и высказалось. В пресс-службе ДУМИ редакции сообщили, что гаражные кооперативы столицы в общей сложности задолжали за аренду земли больше 73 миллионов сомов, а начатая работа решит проблему. В ведомстве предоставили список должников.

Но и здесь не обошлось без эксцессов. В списке себя нашли участники кооператива «Орто Джал» с долгом в 47 тысяч 278,42 сома. Однако долга, как оказалось, у них нет. Председатель объединения предоставил редакции подтверждающую квитанцию.

Эмоции в сторону. Что говорит закон?

Предвзятость — отличительная черта любой конфликтной ситуации, оппоненты всегда будут считать, что правда на их стороне. Такова психология человека. Даже в ситуациях, не касающихся имущественных споров, сложно принять сам факт того, что ты заблуждаешься. Чтобы рассудить происходящее по букве закона, а не эмоций, 24.kg обратилось к независимому юристу Владимиру Плужнику.

«По статье 222 Гражданского кодекса КР собственник земельного участка, в нашем случае — муниципалитет, имеет право на его освобождение от незаконного использования гражданами. Наличие гаражного кооператива как общественной организации, объединяющей владельцев гаражами, не является основанием для права владения земельным участком.

Попытки мэрии Бишкека снести гаражные кооперативы будут незаконными в случае, если у кооперативов есть правоустанавливающие документы.

Владимир Плужник

Ими могут быть госакт о праве частной собственности, утверждающий право владения земельным участком, либо госакт о пользовании — в простонародье «зеленая книга». И первый, и второй документы выдаются на основании правоустанавливающих документов госучреждением «Кадастр», — говорит юрист.

По его словам, получить заветный документ в нынешней ситуации объединения, скорее всего, не смогут.

«Да, любой имеет право на получение госакта о праве пользования, но при условии, что земельный участок свободен от притязаний со стороны собственника и при условии, что собственник, в нашем случае мэрия, готов выдать его в пользование. Принудительной процедуры, заставляющей сделать это, нет. Если кто-то из владельцев гаражей обратится в мэрию с заявлением о выделении участка — он должен получить письменный ответ. Предполагаю, что он будет отрицательным», — заключил Владимир Плужник.

Отметим, что, согласно информации департамента по управлению муниципальным имуществом, только у 13 кооперативов есть государственные акты о праве частной собственности. У семи — договоры аренды на различные сроки. У остальных договорные обязательства отсутствуют.

из интернета
Фото из интернета. Расположение наиболее крупных кооперативов столицы

Не все так просто и с теми кооперативами, которые пользуются участками без актов, только на основании договоров. Их заявления о том, что муниципалитет не имеет права на одностороннее расторжение, неверны. Дело в том, что мэрия не расторгала договоры, она отказалась их продлевать по окончании сроков аренды. Это две большие разницы. И здесь надо рассматривать каждый договор в отдельности — прописано ли в них автоматическое продление или нет.

С учетом социальных рисков

В защиту гаражных кооперативов выступил депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев. Он предложил кабмину поручить мэрии столицы приостановить изъятие земель.

«Сейчас из-за нехватки участков мэрия начинает процедуру по изъятию земли, поскольку она — муниципальная собственность.

Представьте, завтра в Бишкеке начнутся проблемы. Если у них отнимут гаражи, владельцы более 5 тысяч гаражей будут ставить машины во дворах.

Дастан Бекешев

Стоянок мало, многоуровневых парковок практически нет. Будут столкновения тех, у кого есть машины, с теми, у кого их нет», — сказал депутат.

Депутат предложил мэрии заключить договор аренды с гаражными кооперативами и в будущем принять закон о гаражной амнистии по аналогии с российским. Такой документ, по его словам, уже готовится.

Популярные новости
Бизнес