Ежегодно в Кыргызстане образуется более 114 миллионов тонн промышленных отходов, в том числе и в горных отвалах, и более 1,1 миллиона тонн бытовых.
По данным Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора, в Кыргызстане действует 369 свалок, из них санкционировано лишь 61.
«При этом многие свалки, которые являются санкционированными и имеют соответствующие правоустанавливающие документы, не трансформированы из одной категории земель в другую, соответствующую. Ветровыми потоками отходы разносятся по окрестностям, загрязняя атмосферный воздух, почвенный слой и поверхностные водотоки. Происходит загрязнение и интоксикация атмосферного воздуха продуктами горения, тления, гниения и разложения отходов», — подчеркнула глава ведомства Динара Кутманова.
Свалки расположены в основном на землях сельскохозяйственного назначения (506 гектаров) и землях населенных пунктов (79 гектаров).
Данные Нацстаткома показывают, что объем отходов ежегодно увеличивается. Поэтому вопрос их переработки становится как никогда актуальным. Власти страны заявляют о важности «эффективного управления отходами, о необходимости принятия мер по широкой реализации принципа «отходы в доходы», стимулирования создания предприятий по переработке, утилизации отходов, внедрения малоотходных и безотходных технологий, системы раздельного сбора твердых бытовых отходов» и так далее. Но на деле в Кыргызстане даже нет официальных данных, сколько мусора перерабатывается, потому что кабинет министров просто не ведет учет в этой отрасли.
Инициатива исходит от частников
«Мировая практика показывает, что 70-80 процентов отходов можно переработать. В Кыргызстане это тоже реально. Но реально большей частью силами частных предпринимателей. Особенно то, что касается пластика, стекла, металла, бумаги — все это у нас уже прекрасно перерабатывается», — рассказала эксперт проекта WasteNet.kg по повышению эффективности системы сбора и переработки отходов в Кыргызстане Наталья Байдакова.
Кроме того, вторичная переработка позволяет не только сократить количество мусора, вывозимого на свалки, но и задействовать полученное сырье для изготовления новых товаров.
Государственных предприятий, которые бы занимались переработкой мусора, в стране нет. Чиновники периодически обещают, что такие объекты будут построены, но дальше слов дело не идет. Далеко за примером ходить не надо.
Чиновники Бишкека, например, говорили, что такое предприятие появится до конца 2020 года. На дворе уже 2022-й, а завода как не было, так и нет.
Однако, на вторсырье в мэрии глаз положили, напомнив, что есть правила благоустройства города Бишкека, которыми запрещается выбор вторичного сырья (банки, бутылки, другие предметы) из мусорных контейнеров и специализированного транспорта по вывозу мусора. «Но фактически оно изымается как лицами без определенного места жительства, частниками, так и грузчиками «Тазалыка» и сдается в незаконные пункты по приему вторсырья, тем самым нанося ущерб доходам предприятия», — сообщила пресс-служба.
Собственной сортировки или переработки у «Тазалыка» нет, как и каких-то соглашений с частными компаниями.
Отметим, что в 2013-м правительство и Европейский банк реконструкции и развития подписали кредитное соглашение о финансировании проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в Бишкеке». Он подразумевал строительство мусороперерабатывающего и сортировочного завода. В рамках проекта столице выделили 22 миллиона евро. Половина этих денег — кредит, который страна будет возвращать с процентами.
По нарушениям в реализации проекта прокуратура Бишкека возбудила четыре уголовных дела.
Законом не регулируется
Более того, нет и нормативно-правовых актов, которые бы регулировали деятельность мусороперерабатывающих заводов. По словам начальника управления водными и земельными ресурсами Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Таалая Далбаева, на сегодня разработано постановление по таким объектам, которое находится в кабмине.
Законодательство в сфере управления отходами устарело. К сожалению, такие моменты, как переработка, вторичное использование, упоминаются в лучшем случае вскользь, что нельзя вывозить на свалки отходы, которые можно использовать вторично.
Наталья Байдакова
«А куда их девать, что с ними делать? Этого в нормативно-правовых актах нет. Не предусмотрена поддержка предприятий, которые этим занимаются, то же, например, снижение налогов на оборудование для переработки и так далее», — сказала она.
Так как государством до сих пор не определены правила игры, то сегодня каждый предприниматель самостоятельно решает, как собирать сырье для переработки. Одни открывают пункты приема, другие напрямую договариваются с хозсубъектами, что будут забирать у них то, что перерабатывают. Но с населением практически никто не работает — слишком маленькие объемы, компаниям просто невыгодно собирать поквартирно. Некоторые фирмы нашли выход — установка специальных сеток-урн.
«Если раньше в них чего только не выкидывали, то сейчас большей частью бросают только бутылки. Это говорит о том, что меняется отношение людей к отходам», — добавила Наталья Байдакова.
Но это — капля в море. Эксперт уверена, что нужен другой подход: или стимулировать людей сортировать мусор, или вводить штрафы. Надеяться только на экосознательность не стоит.
«Конечно, сортировать на несколько видов отхода в небольших квартирах сложно. Но, например, отделять те же бутылки вполне возможно. Это опять же показывают сетчатые урны, которые достаточно быстро заполняются», — отметила Наталья Байдакова.