Правозащитники Коалиции против пыток представили в Комитет ООН альтернативный доклад о ситуации с соблюдением прав человека.
В нем говорится, что крайне серьезной проблемой являются ограничения в получении своевременной юридической помощи для лиц, содержащихся под стражей. Недостаточное количество помещений в ИВС, СИЗО для встреч защитников с доверителями сформировало очереди. А в период пандемии общение с подзащитным не предоставляется в отдельном помещении, в комнате посещений, адвокаты работают с подзащитными через стеклянную перегородку, общаясь по телефону, который прослушивается службами учреждения, где содержится обвиняемый.
Вопреки международным стандартам приказом МВД для адвокатов установлен запрет на использование мобильных устройств для записи в зданиях органов, ведущих следствие, запрет на использование диктофонов. Хотя применение последних в целях оказания квалифицированной юридической помощи уже давно является стандартом в профессиональной деятельности адвоката.
В докладе также отмечается, что требование о предъявлении адвокатами и сотрудниками правозащитных институтов справки об отрицательном результате ПЦР-теста на COVID‑19 является завышенным и не имеет достаточных оснований. Поскольку результаты ПЦР-теста выдаются через несколько дней, при этом срок действия — две недели. За этот период возможно заражение посещающего учреждение лица. Кроме предоставления отрицательного результата ПЦР-теста перед адвокатами ставились условия приобретения и посещение подзащитного в специальном защитном костюме, в котором ни говорить, ни проводить записи было невозможно. В то же время сотрудники закрытого учреждения, приходящие на работу утром и уходившие вечером, не имеют таких жестких ограничений.
Выявлены многочисленные нарушения процессуальных сроков, процедуры и порядка рассмотрения вопросов об изменении и продлении меры пресечения в виде содержания под стражей. Процедура проведения судебных заседаний в режиме онлайн в СИЗО № 1 Бишкека организована таким образом, что адвокаты фактически не могут общаться со своими подзащитными в условиях конфиденциальности, поскольку подсудимые находятся в одной комнате с персоналом учреждения.
Решение же комендатур и администрации закрытых учреждений об ограничении деятельности адвокатов незаконное. Комендант или руководитель учреждения не может отменить своим решением гарантии соблюдения прав и свобод человека, в том числе на правовую защиту, установленные Конституцией.
В качестве серьезной проблемы правозащитники назвали и то, что примерно в 11 процентах случаев освидетельствование задержанных проводит сотрудник ИВС, не обладающий даже минимальными медицинскими познаниями и объективно не способный правильно провести опрос и необходимые медицинские вмешательства и, соответственно, правильно оценить физическое и психическое состояние пациента, необходимость в лечении.
Как следует из результатов мониторинга, требование обеспечения конфиденциальности при проведении медицинского осмотра не соблюдается в каждом третьем случае.