В Кыргызстане право на образование детей с инвалидностью закреплено официально. Но это на бумаге. В реальности же учиться ребенок с ОВЗ практически не может — для этого не созданы соответствующие условия.
О трудностях получения образования в Кыргызстане и доступной среде для особенных студентов в вузах 24.kg рассказала девочка с инвалидностью Адина Таласбекова.
Образование в интернатах
Кыргызстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов в 2019 году, тогда же принята концепция и программа инклюзивного образования. Страна взяла на себя международное обязательство давать образование детям с инвалидностью. Но не исполняет его.История 18-летней Адины Таласбековой яркий тому пример. Девочке с рождения поставили диагноз спинномозговая грыжа. Когда ей исполнился один год, сделали операцию. Но она осталась инвалидом и с тех пор не может передвигаться без коляски.
Отец Адины погиб, когда ей было два месяца. В трехлетнем возрасте девочку оставила и мать — она уехала жить и работать в Россию. В семь лет ребенка отдали в Беловодскую специальную школу-интернат, так как бабушка уже не могла за ней ухаживать.
В приюте Адина прожила пять лет. Все это время она не получала школьного образования.
«Первые три года, когда я жила в интернате, учителей вообще не было. Потом пришел представитель фонда CDI. Они нам предоставили преподавателей. Но предметных знаний они не давали. Мы просто читали, писали и рисовали», — вспоминает Адина Таласбекова.
В 12 лет девочку удочерил в фостерную семью социальный работник Каил Циммерли.
Я была рада, что меня забрали и у меня появилась возможность учиться.
Адина Таласбекова
«Когда мне исполнилось 12 лет, меня забрала семья Каил байке. Были еще другие дети, которых он забрал. Он нашел нам учительницу — Назгуль эже. Она нас учила не только школьной программе, но и шить, готовить... С 12 до 18 лет я прошла всю школьную программу», — говорит Адина Таласбекова.
«После долгих поисков удалось найти вечернюю школу. Там я каждый месяц сдавала экзамены. Мне давали задания, писала рефераты, конспекты. Приезжала туда, сдавала тесты. В 2020 году получила аттестат. Потом мы искали колледж, чтобы продолжить учебу», — отмечает девушка.
Доступная среда не по карману
Найти доступный колледж для Адины, которая передвигается в инвалидной коляске, стало настоящим физическим и психологическим испытанием. Вместе с фостерным отцом Каилом Зиммерли объездили весь Бишкек, признается девушка, в поисках учебного заведения с условиями для ЛОВЗ. Во многие здания Адина просто не смогла зайти.Были также в IT-колледже АУЦА. Там есть все условия для людей с инвалидностью, но обучение в год стоит $6-7 тысяч. У нас нет таких денег.
Каил Зиммерли
«Посетили и другой колледж, где обучали график-дизайну. Там сумма обучения тоже высокая. В колледже при университете «Ала-Тоо» в год платим $1 тысячу 500. Адина сдала тест и сама прошла. Посоветовавшись с ее мамой, решили, что она будет обучаться здесь. Часть расходов покрывает мать, часть — мы», — говорит Каил Зиммерли.
Адина поступила в колледж IT и бизнеса университета «Ала-Тоо» на компьютерно-графического дизайнера. За восемь лет работы учебного учреждения здесь впервые учится студентка с инвалидностью. Специально для нее в колледже построили пандусы на входе в корпус, адаптировали столовую, буфет и уборную, чтобы девушка могла беспрепятственно заходить.
Надеюсь, что многие люди-инвалиды смогут учиться как нормальные граждане, получать аттестаты и дипломы.
Адина Таласбекова
Обращение в Минобразование
Каил Зиммерли приехал с семьей из штата Миннесота (США). Он координатор программы «Дети Риска» и социальный работник. С женой живут в Средней Азии уже почти 30 лет. Из них 14 — в Кыргызстане. Помимо Адины Таласбековой у семьи 11 детей. Шестеро биологических, двое усыновленных и четверо фостерных. Все приемные дети имеют особенности в физическом развитии.«Я соцработник. Больше всех в помощи нуждаются дети с инвалидностью, их семьи. Хочу помогать им. Потому что видел, что у них нет образования, нет физический терапии», — говорит Каил Зиммерли.
В рамках своей программы семья Зиммерли открыла образовательные проекты в детских интернатах Джалал-Абада, селах Маловодном, Беловодском Чуйской области.
Инклюзия — это не только инфраструктура
В стране 18 общеобразовательных организаций (школ) для детей со специальными нуждами. В них, по данным Нацстаткома, обучаются 3,3 тысячи детей с ОВЗ. Информации о том, сколько человек с инвалидностью обучаются в спузах и вузах, нет.Директор колледжа IT и бизнеса при международном университете «Ала-Тоо» Эрмек Эсеналиев признается, что в кампусе комфортные условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья начали создаваться только в этом году — с принятием на обучение Адины Таласбековой.
«Для нас было очень важно создать все возможные условия для Адины, чтобы она получала образование по стандартам. Поэтому до начала учебного года администрация университета и также все мы постарались создать необходимую инфраструктуру. Но инклюзия — это не только инфраструктура, это культура и ценности. Мы сейчас работаем над тем, чтобы все наши преподаватели и студенты в колледже также были осведомлены о важности инклюзивной культуры», — говорит директор учебного заведения Эрмек Эсеналиев.
Да, мы построили пандусы, обустроили туалеты, создали какие-то условия для людей с инвалидностью, но это не значит, что мы на 100 процентов поняли, что такое инклюзивное образование. Поэтому мы над этим работаем.
Эрмек Эсеналиев
Недавно во всем мире отмечали Международный день прав человека. Чиновники Кыргызстана в этот день говорили много правильных слов. Но условия для инклюзии, равных прав для людей с инвалидностью создавать власти КР пока не торопятся.