00:35
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96

У женщины-мусульманки прав больше, чем мы думаем. О предрассудках и заблуждениях

из интернета
Фото из интернета. Ольга Павлова

О реальных правах женщин и стереотипах, не связанных с исламом, 24.kg рассказала председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам, главный редактор журнала «Ислам: личность и общество», доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета Ольга Павлова.

С ней мы встретились во время семинара «Семья и семейные отношения в контексте культуры», проходившего в Бишкеке.

— В Кыргызстане часто полемизируют на тему женщин в исламе. Многие считают, что в традиционно мусульманской кыргызской семье роль женщины — это молчать и во всем потакать мужчине. Кто в исламе женщина? Какую роль она играет в общественной жизни?

— Женщина в исламе личность, созданная Всевышним. Она — заботливая дочь, верная жена, активный член уммы и всего общества, первый учитель мусульман — своих детей. Передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Рай находится под ногами матерей». Поэтому роль женщины-мусульманки настолько велика, что вырастить и воспитать мусульманку — это великое благо для ее отца.

«Девочки — это милосердные и благословенные создания. Тому, у кого есть одна дочь, Всевышний Аллах сделает ее преградой от огня Ада. Тот, у кого есть две дочери, из-за них войдет в Рай. С того, у кого есть три дочери или младшие сестры, которые ему как дочери, которых он кормит и опекает, снимается ответственность за милостыню» — так говорил Пророк Мухаммад.

Ислам дает женщине много прав и свобод. Если бы наши женщины могли реализовать все, что заложено в исламе, они были бы очень счастливы и успешны.

— Вы говорите, что у женщин очень много прав. Но в повседневной жизни все наоборот...

— Очень много стереотипов, заблуждений и предрассудков, связанных с положением женщины в исламе. Они большей частью связаны с доисламскими традициями Аравии, когда женщины не имели вообще никаких прав, а «лишних» новорожденных девочек часто сбрасывали в пропасть. Кроме этого, есть и другие причины: эгоистическое эксплуататорское отношение к женщине, когда мужчина относится к своей жене не как к жене по шариату, а как к рабыне или прислуге.

В частности, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он говорил: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».

Ислам не ограничивает мусульманок ни в получении образования, ни в развитии, ни в общественной активности, ни в финансовом плане.

Ольга Павлова
Например, первая жена пророка Мухаммеда Хадиджа была активной женщиной, бизнесвумен, если на современный лад. Ведь она пригласила пророка на работу и в последующем вложила свои средства в развитие ислама.

Остальные жены Мухаммеда тоже были активными членами мусульманского общества. Они занимались просвещением и развитием религии. Очень много хадисов перешло от его жены Аиши.

История ислама показывает, что еще в те годы женщины занимали активную позицию.

Говоря об ограничениях и запретах, я предложила бы каждый случай рассмотреть отдельно.

— Например, есть ряд ограничений для истинной мусульманки в самостоятельном выборе спутника жизни...

— Согласно исламской традиции, замуж девушку выдает отец, однако девушка имеет право отказаться от того или иного жениха. Разведенная женщина выбирает себе мужа самостоятельно. При этом женщина должна соблюдать этику взаимоотношений с мужчинами: в частности, ей запрещается оставаться наедине с представителем другого пола, который не является для нее махрамом, а также соблазнять его своим внешним видом и поведением.

Но есть, конечно, более искаженное понимание предписаний, когда женщину не выпускают из дома. Эти меры были актуальны в Средневековье и принимались из соображений безопасности. Сейчас, когда в развитом обществе обеспечен высокий уровень безопасности, многие причины этой предосторожности отпадают.

— Еще один пример: при разводе в традиционных мусульманских семьях дети часто остаются с отцом...

— По исламу ребенок до семи лет должен оставаться с матерью, потому что в это время он нуждается в ней. Потом он сам решает, с кем жить.

В исламе вообще запрещается усыновление детей. Они должны знать своего отца, свои корни и обладать полными правами наследника. Еще дети должны быть мусульманами. А бывает, что их мать не мусульманка, так как мусульманину разрешается жениться на женщинах другой веры.

Например, были случаи, когда мужчина ингуш женился на русской женщине, а после развода суд оставил детей с матерью. А она решила поменять не только место жительства, но и имена детей, дав им русские. Затем вышла замуж, а новый супруг не принял ее малышей. После семейных скандалов ей пришлось вернуть сыновей отцу. И бедным детям снова поменяли имена.

Поэтому, несмотря на законы, иногда надо учитывать традиционные и религиозные аспекты. Я не говорю, что детям лучше с отцом, однако нужно рассматривать все варианты.

— В современном обществе надо ли вносить изменения в положения о правах женщин?

— Если речь о хадисах, надо смотреть, о чем слова Мухаммеда.

Мы часто трактуем хадисы не относительно ситуации, а относительно всего, и распространяем на все. Здесь необходимо четкое изучение Корана.

Ольга Павлова
Сейчас в мире много женщин, которые пишут диссертации на тему прав женщин в исламе. Есть различные сайты на эту тему. Образованные мусульманки сами в состоянии читать литературу на разных языках и провести анализ исламского права, шариата.

При изучении можно найти правильное толкование и истинное понимание. За многие годы исламские мысли претерпели разные толкования и искажения. Арабский язык многозначен, что не во всех переводах точный.

— Вы говорили о материальном благополучии женщин. Насколько закреплены финансовые права мусульманок?

— В истории первым именно ислам узаконил права женщины на получение наследства наравне с мужчинами, закрепив их права на собственность. Есть еще другие гарантии о материальном положении женщин.

Кстати, по шариату женщина свой заработок не обязана тратить на семью.

— С какими психологическими проблемами к вам обращаются женщины-мусульманки?

— У них такие же проблемы, как и у других женщин. Семейные отношения, дети, депрессии...

— Чем отличается исламская психология?

— Психология ислама описывает личность на основе Корана. Психологи тоже работают в этом направлении.

Например, светский психолог может предложить разведенной женщине работать над воссозданием семьи. Но в исламе нельзя вновь выйти за бывшего мужа. Это допускается только после еще одного брака.

Поэтому психология мусульманина тесно связана с его религиозным мировоззрением.

— С какими трудностями сталкиваются мусульманки в светском обществе?

— На работе не всегда выделяют место для намаза, не всегда люди согласны с тем, что женщина ходит покрытая. Мусульманки приспосабливаются и находят пути решения проблем.

Как и с любыми стереотипами, о мусульманках тоже есть понятия, которые ошибочны. Я всегда говорю, что мы сами должны разрушать стереотипы, быть активными, образованными, следить за своим поведением.

— Какова причина радикализации женщин и как их адаптировать после возвращения из боевых точек?

— Психологических причин радикализации много. Любые психические травмы, насилие, депрессии, эмоциональная неустойчивость, необразованность могут привести человека в опасные секты с псевдорелигиозным радикализмом.

Женщина после возвращения из мест военных конфликтов обязательно должна пройти программы реабилитации, иначе она предоставляет угрозу радикализации близких.

Сейчас из Сирии возвращают детей. Они после иракской тюрьмы истощенные, нуждаются в медицинской помощи. Маленькие дети еще ничего не понимают, а есть девушки лет 13-14, которые по два раза успели выйти замуж. Вот им просто необходима реабилитация.

Популярные новости
Бизнес